Почему гаджеты так привлекают детей?
- Мгновенная обратная связь. Игры и приложения дают ребенку быстрый результат, поощрение и эмоции, что формирует устойчивую зависимость.
- Социальное взаимодействие. Виртуальные миры и мессенджеры позволяют детям общаться с друзьями, что особенно важно для подростков.
- Доступ к информации. Интернет открывает огромные возможности для обучения и развлечения, но также несет риски перегрузки и дезинформации.
Чем гаджеты могут быть опасны?
- Снижение концентрации внимания. Постоянное переключение между задачами и источниками информации приводит к рассеянности и трудностям в обучении.
- Проблемы со здоровьем. Длительное использование гаджетов негативно влияет на зрение, осанку и физическую активность.
- Эмоциональная нестабильность. Чрезмерное увлечение экранами может вызывать тревожность, раздражительность и трудности в общении.
- Дефицит реальных навыков. Дети меньше времени проводят за творчеством, спортом и живым общением, что сказывается на их социальной адаптации.
Как формируется зависимость от цифровых устройств? Мнения экспертов
Педагог дошкольного образования, победитель российских
педагогических конкурсов, психолог, заместитель по
учебно-воспитательной работе ГБДОУ детский сад №4 Московского
района Санкт-Петербурга Диана Константиновна Гончарова в разговоре
с ТАСС подчеркнула, что окружение имеет весомый уровень воздействия
на человека, а традиции внутри семьи играют ключевую роль и
формируют культурный код. Таким образом, отмечает педагог, в
формировании "вредных" привычек немаловажную роль играют привычки
родителей: "Детям непонятно, почему взрослым можно есть, не
отрываясь от телефона, переходить дорогу, отвечая на важные
сообщения, и засыпать в процессе просмотра сериала, а детям нужно
уделять телефону не больше 15 минут? Не вводите технические
устройства в жизнь ребенка как можно дольше, учите ребенка видеть
красоту мира и интерес к нему не через экраны".
Семейный и детский психолог Дарья Филиппова разделяет
опасения современных родителей и считает, что взрослым не стоит
торопиться с покупками персональных гаджетов в раннем детстве: "К
гаджетам стоит относиться с осторожностью, потому что опасность,
что виртуальные игры могут вытеснить живое общение и стать более
интересными для ребенка, чем общение со сверстниками и родителями,
действительно существует. Думаю, это происходит, потому что
родители слишком рано покупают ребенку телефон, компьютер и другие
устройства и используют их как нянь. То есть сначала они сами не
находят времени на общение со своим ребенком, а потом, когда уже
ребенок не хочет с ними общаться, они вдруг замечают в этом
проблему. Хотя в какой-то момент их это устраивало".
Стратегии для родителей и педагогов: как конкурировать с современными цифровыми устройствами
1. Создавайте альтернативные интересы
Одним из ключевых способов отвлечь ребенка от гаджетов является формирование у него живых, реальных увлечений. Это могут быть спортивные секции, творческие кружки, научные клубы или совместные семейные хобби
"Нельзя просто отобрать смартфон, который вы сами раньше использовали как спасение, и ничего не предложить взамен. Нужно научить ребенка проводить время по-другому. Учить — это забота родителей. Отложите сами свои телефон и компьютер и проведите время с детьми — общайтесь, катайтесь вместе на велосипедах, ходите в бассейн, на кружки, показывайте свои интересы, приглашайте друзей, ходите к ним сами и так далее", — посоветовала психолог Дарья Филлипова.
2. Организуйте совместную деятельность
Совместные прогулки, походы, настольные игры, приготовление еды или рукоделие — все это помогает укрепить эмоциональную связь между взрослыми и детьми. Такие занятия не только развивают навыки, но и формируют доверительные отношения. "Узнавайте интересы детей, обращайте внимание на то, какие потребности дети удовлетворяют гаджетами. Или превращайте их в помощников: используйте режимные трекеры, интегрируйте в повседневные задачи. Например, устройте соревнование: сделать самое неожиданное фото своей деятельности за день или поделиться прочитанной книгой через приложение", — советует педагог Диана Гончарова.
3. Покажите на личном примере
Родители и педагоги должны сами демонстрировать здоровое отношение к цифровым устройствам. Если взрослые постоянно используют смартфоны, дети воспринимают это как норму. Важно показывать, что реальное общение и совместное времяпрепровождение имеют большую ценность.
Но что делать родителям, которые считают, что не умеют играть? Этот вопрос ТАСС задал педагогу Диане Гончаровой: "Современные особо тревожные взрослые иногда гиперболизированно стараются стать идеальным родителем, который знает миллион развивающих методик и успешно применяет их в развитии своих детей. Не нужно заставлять себя играть с детьми, потому что вы чувствуете себя обязанным это делать. Дорогие взрослые, для вашего ребенка вы априори будете лучшим родителем! Прислушайтесь к себе, начните с того, что у вас хорошо получается и нравится именно вам. Игра может принимать самые разные формы, а время со спокойным и заинтересованным родителем будет продуктивнее нервных попыток вызвать интерес к какой-либо трендовой форме развивашек. Родители — первые наставники и герои, поэтому личный пример будет очень действенным. Вам нравится "Монополия"? Возьмите ее детский вариант и научите ребенка. А может, вы работаете фотографом? Покажите ребенку красоту мира через объектив", — посоветовала она.
4. Установите четкие правила и режим
Установление разумных временных рамок для использования гаджетов помогает детям учиться самоконтролю. Важно не просто ограничивать, а объяснять, почему это необходимо, и предлагать интересные альтернативы.
5. Вовлекайте в образовательные процессы
Педагоги могут использовать цифровые технологии для повышения мотивации и вовлеченности учеников. Например, организовывать интерактивные уроки, проектные работы и виртуальные экскурсии, которые сочетают реальное и цифровое обучение.
6. Говорите со своими детьми, обсуждайте
Важно обсуждать с детьми риски и преимущества использования гаджетов, учить их критически оценивать информацию и делать осознанный выбор. Открытый диалог помогает формировать у ребенка ответственность и самостоятельность.
7. Поддерживайте и поощряйте
Поощрение за успехи в реальных делах, творчестве или спорте мотивирует ребенка развиваться вне экрана. Важно отмечать достижения и помогать преодолевать трудности.
Тенденции и прогнозы
Эксперты отмечают, что в ближайшие годы цифровизация образования и досуга будет только усиливаться. В таких условиях особенно важно развивать у детей навыки саморегуляции, критического мышления и эмоционального интеллекта. Родители и педагоги должны быть готовы к постоянному обновлению методов воспитания и обучения, чтобы оставаться для детей авторитетами и проводниками в мире технологий.
"Весь мир цифровизируется, поэтому запреты и жесткие ограничения будут вызывать у детей только негативную реакцию. Формируйте культуру использования устройств и поведения в цифровом мире, учите разделять реальное и виртуальное пространство и помогайте находить баланс в использовании технических устройств", — отметила Диана Гончарова.
Заключение
Если вы заметили, что ваш ребенок злоупотребляет гаджетами, и вас это беспокоит — не торопитесь ругать его и не принимайте радикальных решений. Дети легко вовлекаются в интересные занятия, если помочь их найти. Пусть ближайшие летние месяцы станут вам в этом незаменимым помощником!
Екатерина Мамедова
Комментарии