Игорь Щеголев: должно быть выгодным вести бизнес ответственно — в интересах работников

Общество

28 Просмотры 0

Полномочный представитель президента РФ в ЦФО — о новых подходах к решению демографических задач

 Вы неоднократно говорили, что государство и бизнес должны решать демографическую проблему вместе. За счет чего можно усилить эту интеграцию сегодня?

— В России создана уникальная система мер поддержки семей с детьми, но ресурсы государства все-таки ограниченны и ориентированы в первую очередь на наименее защищенные категории. В то же время государство отмечает серьезные ограничения для экономического роста, связанные с нехваткой рабочей силы. Так, в Центральном федеральном округе на одного соискателя приходится восемь вакансий.

При этом большинство трудоспособного, занятого населения, которое составляет основной репродуктивный потенциал страны, порой находится за рамками поддержки. Поэтому на первый план должна выходить семейная политика работодателей. Реализуя семейную политику, компании, по сути, становятся демографическими агентами общества и государства.

Но недостаточно декларировать просемейную направленность. Нужно создавать условия для рождения детей у сотрудников и увеличения числа многодетных

А государство должно поощрять бизнес, который проявляет ответственность в этих вопросах.

Сегодня уже 14 регионов приняли законы о поддержке ответственного ведения бизнеса, из них 13 регионов — в Центральном федеральном округе. И еще один дальневосточный регион — Забайкальский край. Основная идея этих законов — в создании особых условий для компаний, имеющих высокую деловую репутацию, работающих на национальные приоритеты.

В конечном итоге должно быть выгодным вести бизнес ответственно — в интересах своих работников, в целях улучшения демографической ситуации в компании и регионе, да и в целом — во всей стране.

 В 2022 году полпредство вместе с регионами ЦФО создало Институт демографической политики имени Д.И. Менделеева. Чем было продиктовано это решение? Какие проекты уже удалось реализовать?

— Решение было продиктовано тем, что многие регионы правильно понимают блок вопросов, который стоит перед ними в этой сфере. Напомню, что сейчас суммарный коэффициент рождаемости стал индикатором, по которому мы будем оценивать эффективность деятельности того или иного губернатора. И, соответственно, наша задача была в том, чтобы обобщить, проанализировать те меры, которые принимаются в каждом из регионов, и побудить наших губернаторов к тому, чтобы брать лучшие практики, обмениваться опытом и принимать в том числе меры законодательной поддержки, чтобы эти меры становились фундаментальными, опирались на бюджеты и носили системный характер.

Работа института получила высокую оценку в экспертной среде. Прошли уже несколько демографических конференций, на которых были сформулированы рекомендации, используемые в том числе и нашими депутатами, и Советом Федерации, и региональными органами власти.

 Сегодня на ПМЭФ был презентован новый КПД-рейтинг компаний. Расскажите, пожалуйста, в чем заключается его основная задача?

— Существует логичный и вполне справедливый вопрос: как измерить эффективность применяемых в компании демографических мер? Ведь для бизнесменов главное — не процесс, а результат, отдача от потраченных усилий.

Именно об этом президент России сказал на прошлом Госсовете по демографии и поручил составить рейтинг крупнейших работодателей по демографическим показателям.

Для этих целей был создан КПД-рейтинг компаний. Он рассчитывается на основе доли сотрудников, состоящих в зарегистрированном браке, и среднего количества детей на одного работника. Сам рейтинг является общедоступным. В рейтинг вошло более 2 млн 200 тыс. работодателей со всей страны с охватом почти 59 млн сотрудников. Цель была сделать удобный для предпринимателей инструмент оценки собственных усилий. Чтобы руководитель каждого предприятия понимал, что он отвечает не только за показатели прибыли, но и за вклад в важнейший национальный приоритет.

Демографическая политика должна реализовываться по двум направлениям: забота о клиентах и о сотрудниках с их семьями. Хорошие примеры были приведены на форуме коллегами из транспортной отрасли, где заняты более 5 млн работников. Для клиентов это в первую очередь программы лояльности, семейно-ориентированные сервисы, детские комнаты в залах ожидания, возможность прохода вне очереди к стойкам регистрации для беременных женщин и семей с маленькими детьми и другие меры. В частности, был принят приказ Министерства транспорта РФ об установлении 50-процентной скидки на авиабилеты для детей в возрасте до 12 лет. В сфере железнодорожных перевозок введена круглогодичная 50-процентная скидка на детские билеты — ранее она носила сезонный характер.

 Еще одна новость ПМЭФ — утверждение ГОСТа "Корпоративный демографический стандарт". Чем было продиктовано такое решение?

— Третье издание Корпоративного демографического стандарта получилось настолько системным, что мы решили на его основе утвердить первый в стране национальный стандарт по корпоративной демографии.

10 июня 2025 года он утвержден в качестве ГОСТа. В стандарт входят меры поддержки, раскрывающие отношение к собственным сотрудникам, отношение к клиентам, отношение к обществу, к людям, которые живут на территории присутствия бизнеса.

Например, все, что касается мер поддержки сотрудников, выстроено в единую жизненную траекторию: начиная от заключения брака, поддержки в период беременности и при рождении ребенка и заканчивая поддержкой в период взросления ребенка, получения им образования с параллельной адаптацией матери к работе через переобучение, гибкий график и т.д.

Главная цель стандарта — помочь бизнесу легче ориентироваться и выбирать эффективные меры поддержки в рамках собственной корпоративной политики.

 Что в первую очередь необходимо предпринять государству для обеспечения устойчивого естественного роста населения?

— В настоящее время необходима по-настоящему всеобщая демографическая настройка в обществе, органах власти, корпоративном секторе, СМИ и отдельных отраслях. Необходимо создать такие условия, при которых, как отметил президент Российской Федерации, создание большой многопоколенной многодетной семьи станет национальной идеей.

Решение этой задачи невозможно обеспечить исключительно усилиями государства или только за счет системы образования. Это должна быть общенациональная цель: формирование такой системы ценностей, при которой через определенное время само представление о создании малодетной семьи вызовет искреннее удивление. 

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии