Появление очередного мессенджера сейчас уже мало кому интересно. Даже если он будет называться национальным, это вряд ли добавит ему популярности. Однако у нового российского проекта заявлена совсем другая задача, нежели обеспечение коммуникаций и/или доставка новостей. "Суперприложение", как единое окно с личными данными, с функционалом для платежей и сервисами госуслуг, при достойной реализации даст новый пользовательский опыт и, вероятно, появится в смартфоне каждого жителя России.
Что имеем сейчас?
Пользователи уже привыкли обходиться теми услугами, которые предоставляют глобальные платформы — такие как Telegram или WhatsApp (принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской). И если государство рассчитывает сделать национальный мессенджер массовым и конкурентоспособным, он изначально должен выгодно отличаться количеством уникальных сервисов и удобством в их применении. И это уже вызов для всего сообщества.
Разработчики российского национального мессенджера MAX планируют объединить на его базе целый комплекс государственных и коммерческих (в том числе банковских и платежных) сервисов
Не менее важно с самого начала замахиваться на международный рынок и создавать нацмессенджер с расчетом его продвижения и в других странах. Допустим, в странах БРИКС. Если MAX изначально будет ориентирован только на российских потребителей, то достаточно скоро это отразится на его конкурентоспособности, поставив в разряд узконаправленных мобильных решений.
Для успешного развития проекта важно учитывать международный потенциал технологии, делая ее привлекательной не только внутри страны, но и за рубежом.
Возможность государства контролировать в той или иной мере национальный мессенджер — это, с одной стороны, добавляет ему плюсов, но с другой, накладывает дополнительные ограничения. Безусловно, сервисы на базе национальной платформы становятся более безопасными для пользователей, государственная поддержка мессенджера делает его более защищенным с точки зрения киберугроз.
Однако ведущие экосистемы, мобильные операторы и кредитные организаторы также продолжат совершенствовать свои платежные и финансовые приложения. И здесь большой вопрос — кому абоненты и клиенты будут доверять свои процессы больше — сторонним профильным приложениям или национальному мессенджеру?
Как показывает мировой опыт, связанный с запуском и реализацией нацпроектов такого уровня, большинству "госмессенджеров" приходится конкурировать не с другими мессенджерами, а с финтехом, который, в свою очередь, на наших глазах тоже трансформируется в некое подобие мессенджеров — с чатами, звонками внутри платформы, обменом аудио и видео и тому подобным. Некоторые компании даже интегрируют в приложения игры для своих клиентов. Правда, пока это не стало трендом.
Мировой опыт
Приведу примеры успешных, на мой взгляд, зарубежных решений этого плана. Так, южнокорейский национальный мессенджер KakaoTalk был запущен еще 15 лет назад. В числе его основных преимуществ — бесплатные голосовые звонки и видеочаты высокого качества, а также интеграция с местными сервисами заказа такси, доставки продуктов питания и оплаты счетов.
Японский мессенджер Line появился на рынке в 2011 году. Изначально он создавался в виде альтернативы традиционным SMS-сообщениям, но вскоре превратился в полноценную платформу для связи, покупок, развлечений и финансовых транзакций. Line включает широкий набор встроенных сервисов, в том числе платежи, доставку еды, бронирование билетов и туристическое обслуживание. Мессенджер интегрирован с крупными брендами и организациями, предоставляющими скидки и специальные предложения. Кроме того, разработчикам удалось все эти годы поддерживать высокий уровень безопасности и защиты данных, который соответствует строгим японским стандартам конфиденциальности.
Другой национальный мессенджер, Zalo, был разработан для внутреннего рынка Вьетнама. Он также функционирует уже 15 лет, занимая прочные позиции за счет подключения уникальных сервисов, которые отсутствуют в том же Telegram или WhatsApp. К примеру, во время пандемии COVID-19 появилась функция Zalo Connect, призванная помочь жителям пострадавших районов более эффективно обмениваться сообщениями друг с другом. К слову, высокая степень локализации — одна из особенностей Zalo.
Из других интересных свойств вьетнамского нацмессенджера — использование возможностей нейросетей. Уже как три года Zalo внедряет ИИ в свои сервисы. В частности, мессенджер предоставляет своим пользователям услугу по преобразованию текста в речь.
Но некоторые эксперты уже сейчас называют российский MAX потенциальным "убийцей" именно китайского мессенджера WeChat. Звучит амбициозно, но на деле все выглядит далеко не так радужно. Во-первых, WeChat также появился еще в 2011 году и за это время превратился не только в символ китайского технологического прогресса, но и стал одним из крупнейших игроков мирового рынка мессенджеров. Платформа включает обширную систему платежей и финансов, которая позволяет совершать покупки онлайн и офлайн.
WeChat — это масштабная интеграция с государственными услугами, такими как регистрация автомобилей, оплата налогов и оформление виз. Другое немаловажное отличие его от аналогичных мессенджеров — наличие специализированных сервисов, ориентированных на корпоративный сектор, включая малый бизнес. Уникальный функционал WeChat позволил ему фактически заменить целый ряд отдельных приложений и стать незаменимым инструментом чуть ли не каждого жителя Китая.
МАХ со своей нишей
Несложно заметить, что все перечисленные национальные мессенджеры были запущены 10–15 лет назад, когда ни Telegram с WhatsApp, ни другие мессенджеры еще не превратились в суперпопулярные социальные платформы. Кроме того, функционал банковских, платежных и других финтех-приложений в те годы еще не продвинулся так далеко, как сегодня.
Российскому национальному мессенджеру в этом плане отвоевывать позиции будет чрезвычайно непросто. Уже ясно, что он потребует значительных финансовых и временных затрат. Именно по этой причине MAX я вижу ориентированным и на внешний рынок: привлечение самого широкого числа пользователей сделает затраты окупаемыми — в обозримой перспективе и в значительной мере.
Впрочем, несмотря на объективные трудности, внутри страны MAX достаточно быстро наберет обороты. Этому будет способствовать и продолжающийся уход российских пользователей из WhatsApp — на фоне негативных новостей, связанных с этим мессенджером. Конгресс США в июне 2025 года, судя по сообщениям в СМИ, запретил своим сотрудникам и всем конгрессменам пользоваться WhatsApp из-за отсутствия шифрования и прозрачности. Более того, им предписано удалять мессенджер в тех случаях, когда он уже установлен на смартфонах и компьютерах.
Также WhatsApp объявил о появлении новой функции — Message Summaries, которая получит полный доступ к сообщениям в чатах всех пользователей по всему миру. Идея, казалось бы, хорошая — Message Summaries на основе ИИ будет делать краткий пересказ непрочитанных сообщений. И, как заверяют разработчики, никто, кроме ИИ, не будет иметь доступ к таким сообщениям. Однако как быть с уже пересказанными сообщениями? Получат ли к ним доступ внешние пользователи, включая представителей разведслужб, коммерческих организаций или хакеров? Ответа пока нет. И этот вопрос среди прочих, думаю, подтолкнет пользователей, в том числе из России, задуматься о переходе в другие мессенджеры, более надежные и безопасные.
Комментарии