15 лет назад, 10 апреля 2010
года, под
Польский борт №1 разбился под Смоленском в апреле 2010 года
Самолет Ту-154М 36-го
авиатранспортного полка ВВС Республики Польша разбился в 10:41 по
московскому времени (06:41 по
Под давлением главкома ВВС
Польши Анджея Бласика пилоты заходили на посадку в явно плохих
погодных условиях, требовавших ухода на запасной аэродром (в том
случае — в
На удалении 698 метров от торца взлетно-посадочной полосы борт №1 левым крылом столкнулся с березой, потерял треть крыла, после чего перевернулся через левое крыло и в перевернутом положении столкнулся с землей — примечательно, что пожара на месте катастрофы не возникло.
Она стала летальной для 96 человек, находившихся на борту, в том числе польского президента Леха Качиньского и его супруги Марии, а также 88 высокопоставленных чиновников Польши. Кроме того, крушение унесло жизни командующих сухопутными, военно-воздушными, военно-морскими силами и силами специальных операций.
Президент Польши Лех Качиньский. 2009 год
Фото: Mindaugas Kulbis / AP
Среди погибших также оказались руководитель Бюро национальной безопасности, оперативный командующий Войска Польского, заместители министров иностранных дел и культуры, два вице-спикера и 12 депутатов сейма, вице-спикер сената и два сенатора, высшее архиерейство и дюжина общественных деятелей.
Россия признала виновником катастрофы экипаж
Как установила комиссия МАК и российские следователи, в момент столкновения с землей в кабине экипажа находился Главнокомандующий ВВС Польши Анджей Бласик, который (по документам) был пассажиром и при заходе на посадку был обязан сидеть в своем кресле, пристегнутый ремнем безопасности.

Анджей Бласик
Фото:
Между тем травмы генерала однозначно свидетельствовали, что Бласик стоял за креслами пилотов (это категорически недопустимо), а расшифровка записей показала, что главком ВВС требовал от пилотов посадки с первого захода. Причем в его крови обнаружили алкоголь — 0,6 промилле, что соответствует легкой степени опьянения. Все эти нарушения, независимо от других факторов, демонстрировали уровень дисциплины в высшем руководстве ВВС и выставляли республику в неприглядном свете — особенно с учетом того, что повторялись неоднократно. Это было установлено комиссией МАК и не отрицалось Польшей.
Подробный разбор
российской версии трагедии можно прочитать
Польша годами выдвигала другие версии трагедии под Смоленском
В Польше гибель своего президента, причем в России и тем более по вине экипажа, принять не могли. У польской стороны сразу же возникли десятки версий, которым пытались придать видимость правдоподобности. В частности, звучали заявления, что первые обломки самолета лежали на удалении 100 метров от основных.
Это якобы говорило о попадании ракеты в крыло самолета — но ошибочность этой версии признала даже прокуратура Польши. Позже поляки заявили, что в борт №1 была заложена бомба, только вот речь в этой версии шла о другом самолете, который не летал в Россию.

На месте авиакатастрофы под Смоленском
Фото: Дмитрий Азаров / Коммерсантъ
Тогда версию скорректировали:
якобы во время модернизации на заводе в
Впрочем, следов взрывчатки на обломках самолета не нашли ни наши эксперты, ни специально приезжавшие несколько раз польские эксперты. Но эта версия все равно долго педалировалась Польшей.
В итоге со временем трагедия под Смоленском в Польше превратилась в политическое шоу, причем внутреннее.
Польша пыталась добиться ареста российских авиадиспетчеров
В какой-то момент в Польше возникла версия, что диспетчер на вышке аэропорта давал экипажу неправильные команды. Однако тонкость в том, что командовать экипажем диспетчер не имеет права — все решения пилоты принимают самостоятельно.

«Черные ящики» с самолета польского президента Леха Качиньского, который разбился под Смоленском 10 апреля 2010 года
Фото: Андрей Стенин / РИА Новости
Затем польская сторона стала утверждать, что диспетчер сознательно дезинформировал экипаж о пространственном положении самолета, что и привело к трагедии. Эта версия долго была ведущей: прокуратура Польши даже обратилась в суд с требованием о заочном аресте российских диспетчеров Павла Плюснина, Николая Краснокутского и Виктора Рыженко.
В мае 2021 года Варшавский суд отказал в нем, но в мае 2022 года все-таки дал согласие на заочный арест одного из троих — как было указано в официальном сообщении для прессы, речь шла о Викторе Р.
Польская позиция по трагедии в Смоленске меняется вместе с политикой
Постоянные изменения польской
позиции по трагедии в Смоленске связаны с политической обстановкой
в стране. Когда у власти находится

Фотографии жертв авиакатастрофы под Смоленском в Варшаве на седьмую годовщину трагедии. 10 апреля 2017 года
Фото: Alik Keplicz / AP
Но когда «Право и справедливость» проигрывает, поляки начинают оперировать фактами. Так, в декабре 2023 года Министерство обороны Польши ликвидировало свою комиссию по расследованию катастрофы, а ее руководителей обвинили в «бесполезной трате бюджетных средств», «фальсификации материалов расследования» и вранье.
«Лента.ру» подробно
разбирала это событие
В декабре 2024 года теперь уже
прокуратура Польши заявила о том, что будет ходатайствовать о
заочном аресте 43 судебно-медицинских экспертов из России,
проводивших вскрытия тел погибших, — об этом заявил глава
следственной группы при Национальной прокуратуре
В протоколах вскрытия тел жертв катастрофы было много ложной информации, в частности, в них включались описания органов и повреждений, которых в действительности не было. При этом отсутствовали описания идентификационных признаков и повреждений некоторых погибших
В Польше намерены добиться заочного ареста экспертов из России
По словам Кшиштофа Шварца, польские следователи обнаружили серьезные нарушения в 61 из 96 протоколов вскрытий. «Неясно, были ли эти протоколы написаны намеренно неправдиво, или от лени либо некомпетентности. Конечно, эти протоколы были созданы небрежно», — отметил он. Кроме того, в ходе польского расследования для устранения сомнений были эксгумированы тела погибших, и выяснилось, что восемь тел были подменены, подчеркнул Шварц.

Подготовка к перевозке на родину погибших в авиакатастрофе самолета Ту-154 президента Польши Леха Качиньского
Фото: Дмитрий Азаров / Коммерсантъ
В итоге российским судебным медикам в конце марта 2025 года заочно предъявили обвинения в Польше — причем конкретная статья не разглашается. Теперь Национальная прокуратура намерена обратиться в суд с заявлением о заочном аресте обвиняемых. В итоге повторяется история с диспетчерами — больше десяти лет из них лепили образ врага, но в конце концов все претензии к ним оказались сняты.
Безусловно, в протоколах вскрытий могут быть досадные ошибки: чего греха таить — российские суды часто сталкиваются с серьезными дефектами в работе судебно-медицинских экспертов. Однако подобные дефекты касаются лишь описательных частей.
Именно о такой проблеме говорят и в Национальной прокуратуре Польши, при этом не оспаривая выводов
Что касается утверждения о подмене тел погибших, оно вызывает недоумение: все жертвы авиакатастрофы исследовались в одном месте, куда вряд ли могли попасть «посторонние» покойники. При этом, как отметил источник «Ленты.ру» в правоохранительных органах, убедительных доказательств подмены российской стороне предоставлено не было.
Так что пока все новые польские обвинения — голословные. И от подобных обвинений со стороны польских коллег (причем не только по делу об авиакатастрофе под Смоленском) российские следователи за многие годы уже устали.
Комментарии