В Ватикане открылась выставка русской живописи

Искусство

765 Просмотры 0

ВАТИКАН, 19 ноября. /ТАСС/. Выставка русской живописи из коллекции Третьяковской галереи "Русский путь. От Дионисия до Малевича" открылась в Ватикане. Экспозиция организована при участии Ватиканских музеев и при поддержке фонда "Искусство, наука, спорт" Алишера Усманова.

На вернисаже присутствовали директор Третьяковки Зельфира Трегулова, глава Ватиканских музеев Барбара Ятта, специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, посол РФ в Ватикане Александр Авдеев, а также высокопоставленные представители папского города-государства.

Квинтэссенция русского искусства

Как напомнила Трегулова, идея выставки возникла еще в 2013 году во время встречи президента РФ Владимира Путина и Папы Римского Франциска. "Тогда впервые родилась идея обмена выставками. В конце 2016 - начале 2017 года мы принимали выдающуюся выставку из коллекции пинакотеки Ватиканских музеев", - рассказала Трегулова.

По ее словам, привезенные произведения "от Дионисия до Малевича" представляют собой "квинтэссенцию русского искусства"

"Это ключевые работы, в которых отражена русская идентичность", - добавила она.

Всего в Ватикан доставили 54 экспоната, большинство из которых из Третьяковки. Также представлены произведения из Центрального музея древнерусской культуры и искусства Андрея Рублева. Среди них иконы "Троица", "Рождение Христа", "Распятие", Богоматери Владимирской.

В экспозицию вошли и выдающиеся примеры русской живописи XIX и XX века, с школьной парты известные всем россиянам: "Купание красного коня" Петрова-Водкина, "Не ждали" Репина, "Тройка" Перова, "Черный квадрат" Малевича. Одно из центральных произведений - "Явление Христа народу" Владимира Иванова, над которым художник работал в Риме.

В Москве, как рассказала Трегулова, отсутствующие полотна заменили картинами из запасников. Многие работы впервые покинули родные стены Третьяковки. Например, в Ватикан доставили "Демона" Врубеля, которого до этого лишь раз вывозили на персональную выставку в 1990-х годах в Дюссельдорф.

Духовные параллели

Картины не поделены по хронологическому признаку. Они соседствуют, чтобы донести до зрителя главную мысль выставки о непрерывающейся традиции духовности русской живописи, даже в холстах на светские сюжеты.

Кураторам выставки Аркадию Ипполитову, Татьяне Самойловой и Татьяне Уденковой удалось рассмотреть невероятные параллели. "Мы хотели показать, что процесс духовности не прерывался. Во всех полотнах есть скрытый метафизический смысл и наполнение глубокой духовной идеей", - пояснили они.

Без рекламы

Вход на выставку, которая продлится до 16 февраля, бесплатный. "Это большой подарок городу", - сказала Барбара Ятта.

Директор Ватиканских музеев полагает, что экспозиция не нуждается в рекламе. По мнению Ятта, выставку посетят тысячи людей, в том числе благодаря ее расположению в крыле Карла Великого колоннады Бернини, что в непосредственной близости от собора Святого Петра. "Посетителей площади Святого Петра несравнимо больше, чем тех, кто приходит в музеи", - отметила она.

Символично место, где проходит российская выставка: Бернини называл свою колоннаду объятием Богоматери всех христиан. Символично и название. На итальянский слово "путь" перевели как pellegrinaggio, что значит "паломничество". Выставка и представляет собой своеобразное паломничество русского искусства в Вечный город, который, по словам Трегуловой, остается "центром европейской цивилизации и духа".

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии