Американские экономисты уверены: глобальное потепление, которое год от года лишь набирает обороты, позволит России значительно укрепить собственную экономику. Лайф разбирался, можно ли использовать глобальное потепление для экономического роста и решения всех проблем.
Спасибо потеплению
Сколько бы ни шумели по этому поводу экологи, но работать на компьютерах, которые собирают в Китае, и использовать каждый день смартфоны, которые собирают там же, для гневных сообщений о вреде глобального потепления учёные не перестают. А между тем кратчайший путь для этих товаров из КНР — Северный морской путь, правовой статус которого закреплён как "исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике". С точки зрения торговли в мировых масштабах, главным получателем выгоды от использования СМП является Китай с чудовищно огромной экономикой, постоянной потребностью в быстрой и дешёвой логистике и производством, которое не останавливается никогда. Географический километраж северной части Мирового океана таков, что расстояние от Токио до Лондона через Суэцкий канал составляет более 13 тысяч морских миль, в то время как через Северный морской путь — всего восемь с половиной тысяч морских миль.
Несмотря на то что круглогодичная проводка кораблей (технически) осуществлялась с помощью атомного ледокольного флота, именно после изучения глобального потепления СМП стали называть не иначе как альтернативой Суэцкому каналу и тайным оружием Кремля в битве за инвестиции. Однако зарубежные учёные лукавят: СПМ и до глобального потепления был выгоден экономически, другое дело, что для обеспечения круглогодичной навигации потребовались бы втрое больший ледокольный флот и миллиардные вложения в инфраструктуру. При этом глубокая тревога стран Запада связана с глобальным потеплением не просто так
Приятный бонус неприятного климата
Кроме того что Северный морской путь значительно короче, у такого маршрута есть и другое не менее важное достоинство — безопасность. В отличие от Суэцкого канала, вход в который пролегает через Красное море и побережье "насыщенных пиратами" стран (таких, например, как Джибути, Эфиопия, Судан, Эритрея и Сомали), Северный морской путь, как и зона присутствия России в Арктике в целом, абсолютно безопасен. На Земле Франца-Иосифа давно и совершенно автономно работает первая военная база в регионе — российский "Арктический трилистник", небо над исключительной экономической зоной будут охранять сверхзвуковые МиГ-31 и особая, "полярная" версия С-400, не говоря уже о специализированных ледоколах, которые в перспективе получат ракетное и артиллерийское вооружение. В таких условиях сама идея совершать набеги на корабли выглядит безумной, поскольку климат, может, и стал мягче, но приятным купание в Северном Ледовитом океане назвать по-прежнему нельзя.
Такой подход к организации перевозок позволяет как крупным, так и небольшим перевозчикам избавиться от крайне дорогих и не очень приятных специалистов по страхованию морских перевозок. Про экономию средств во время обсуждения достоинств СМП вспоминают не случайно — хорошо, если пираты обладают невысоким интеллектом и требуют за выкуп судна $2−3 млн. Эти деньги, конечно, будут потеряны, но для крупных транснациональных корпораций заплатить пиратам не составляет большого труда. Однако аппетиты бандитов Красного моря растут, и не исключено, что через три-четыре года за выкуп груза ценой в $200−300 млн могут потребовать до 20 процентов его стоимости. Учитывая предельные лимиты страхования, которые спасают крупные страховые фирмы от разорения, безопаснее и дешевле выбрать гарантированно спокойный вариант доставки, чем просчитывать все риски по несколько раз.
Нефть-матушка да газ-батюшка
Сомнения американского экономиста Часа Голдмана по поводу "набирающей обороты" российской экономики хорошо понятны: Соединённым Штатам, в отличие от России, для бесперебойной разработки залежей нефти и газа необходимо ещё 5−10 лет, в то время как "страна-бензоколонка", которую пытаются "обложить" санкциями, спокойно занимается шельфовым бурением и транспортировкой углеводородов как к себе на материк, так и до терминалов дружественных стран. Нормальная работа американских нефтяников в регионе станет возможной лишь тогда, когда в Штатах появится современный ледокольный флот.
Восемь новых кораблей уже включены в список перспективного
флота, который
Американский взгляд на вещи
Другой стороной беспокойства экономического эксперта Часа
Голдмана является состояние прибрежных районов США. Ещё в 2017 году
Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического
пространства (NASA) опубликовало анимационный ролик, в котором
содержатся данные о последствиях изменения климата за последние 20
лет. Для создания визуализации из спутниковых снимков потребовалось
больше трёх месяцев. Летом 2018 года океанологи и климатологи из
Университета Флориды выяснили, что при текущих темпах глобального
потепления уровень Мирового океана
Наибольшая плотность населения и, как следствие, развитые
промышленные центры в США действительно рассредоточены по
Атлантическому и Тихоокеанскому побережьям. Именно по этой причине
ещё при СССР крупнейшие города на побережье превратились в отметки
на электронных картах в блоках баллистических ракет. Однако вместо
советских (и российских) ракет уничтожить крупнейшие базы ВМС может
матушка-природа. Ещё в 2012 году аналитическая компания American
Security Project опубликовала доклад, согласно которому
Достанется всем
Эвакуация отдельных заводов и крупных производств (особенно срочная) — процесс не из приятных. В этом отношении американский аналитик Час Голдман оказался прав: изменение климата вынудит 150 млн человек переселиться из прибрежных районов США уже к 2050 году. Однако пострадает не только Америка. Глобальное потепление, спровоцировавшее подъём уровня Мирового океана, даст отмашку экономическому кризису в государствах Юго-Восточной Азии и Европы, прибрежные районы которых серьёзно пострадают от глобального катаклизма. Россия же извлечёт из природных катаклизмов пользу благодаря своему географическому положению. Единственное, о чём забыл Голдман, так это географическое расположение России. Стоит сказать, что побережье страны омывает 12 морей, а значит, повышение уровня Мирового океана неизбежно приведёт к исчезновению не только мировых финансовых центров вроде Нью-Йорка или Токио, но и крупных российских городов, таких как Санкт-Петербург, Мурманск, Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Магадан, Севастополь и Сочи, расположенных на побережьях океанов и морей.
Как отмечает Час Голдман, плотность населения в прибрежных районах Российской Федерации заметно отличается от США, и это обстоятельство позволит Правительству России быстро справиться с любыми катаклизмами. Частично американский аналитик, конечно, прав: большинство промышленных районов в России находятся вдалеке от побережья, однако назвать географические особенности страны "превосходством" язык всё равно не поворачивается. Суть заблуждения Голдмана заключается в том, что в городах с федеральным значением и крупных портах всё равно остаётся промышленная инфраструктура. К примеру, только в Петербурге не менее сотни крупных промышленных производств — от заводов, на которых варят асфальт для автомобильных дорог, до судостроительных верфей, занятых выполнением гособоронзаказа. Перенос таких производств на новое место — задача невероятно трудная и дорогостоящая, уже не говоря о том, что проводить такие мероприятия придётся почти одновременно с массовой эвакуацией населения.
Из всего этого стоит сделать лишь один вывод: в своих оценках американский эксперт ошибается и глобальное потепление помогает Российской Федерации (пока) лишь в Арктике. Когда дело дойдёт до массового затопления территорий, прибрежным районам России достанется так же, как и всем остальным.
Комментарии