Театральный "Прорыв" в Москве: пять спектаклей из Северной столицы

Театр

279 Просмотры 0

С 4 по 9 ноября в Москве впервые пройдут гастроли петербургского театра "Приют комедианта". Он везет постановки, которые вряд ли можно будет еще раз увидеть в Москве, более того — на них и в Петербурге сложно достать билеты.

Эти спектакли — актуальный срез молодого, современного театра. Все пять режиссеров "Приюта комедианта", которые участвуют в гастролях, выигрывали театральную премию "Прорыв", а некоторые — даже по несколько раз. Ей отмечают режиссеров, актеров и художников до 35 лет.

ноября, 19:30

Новая сцена Театра им. Е. Вахтангова

Режиссер— Денис Хуснияров

Актеры — Ольга Антонова, Артем Цыпин, Андрей Шимко, Мария Зимина и другие

2 часа 40 минут, 1 антракт

В пьесе Погодиной-Кузьминой и в спектакле по ней Толстого нет. Ни его самого, ни его творчества

Лишь однажды, как тень, он появляется вдалеке сцены.

Зато есть его жена Софья Андреевна, которая прожила с ним в браке 48 лет. Она мать 13 детей, помощница и поддержка писателя. Казалось бы, в доме в Ясной Поляне должна царить гармония и любовь, но нет, что-то пошло не так. "Почему судьба не дала мне полюбить простого человека?" — восклицает в какой-то момент Софья Андреевна. Что и как произошло в доме Толстых, зрителям предстоит узнать через историю самой близкой писателю женщины.

Роль Софьи Толстой исполняет народная артистка РФ Ольга Антонова, которая была одной из любимых актрис Петра Фоменко ("Троянской войны не будет", "Свадьба. Юбилей"). В кино она успешно дебютировала в его же фильме "Почти смешная история", прославилась ролью Наташи в "Астеническом синдроме" Муратовой, снималась в фильмах Карена Шахназарова. Сейчас это единственная постановка, где можно увидеть легендарную артистку.

Ольга Антонова в спектакле "Толстого нет" Дарья Пичугина/Пресс-служба театра "Приют комедианта"

Ольга Антонова в спектакле "Толстого нет"

© Дарья Пичугина/Пресс-служба театра "Приют комедианта"

"Интересно, чем жила семья Толстого, пока писатель работал над великими романами и повестями, пробивал себе дорогу в истории, в литературе. В это время его жена и дети заботились о том, что нужно колоть дрова, носить воду. Мне кажется, что драматург Погодина-Кузьмина взяла отличный ракурс: предположила, что происходило вокруг этого великого старца и философа, когда он писал. В этом мы и пытались разобраться".
Режиссер Денис Хуснияров — о спектакле "Толстого нет"

5 ноября, 19:30

Сцена на Сретенке, Театр им. Вл. Маяковского

Режиссер— Дмитрий Волкострелов

Актеры — Илья Дель, Алена Старостина, Иван Николаев, Алена Бондарчук

От 1 часа 30 минут

Авангардный спектакль наделал шума еще в 2013 году. Эта постановка — без привычных диалогов, никакого действия, на сцене лишь стакан воды, вокруг которого будто и строится постановка.

Премьерные показы были неоднозначно приняты критикой, и возможно, только сейчас можно понять актуальность текста Хайнера Мюллера (между прочим, после Бертольда Брехта — самый знаковый драматург немецкого театра) и постановки Волкострелова. В самом деле, кому нужны эти ваши диалоги, когда главное (не только в театре, а вообще) — отношения людей, взаимоуважение и энергия, которая образуется между партнерами на сцене, между мужчиной и женщиной, между артистами и зрителями.

Кстати, это уникальный шанс сидеть в театре столько, сколько душе угодно. Заключительная сцена спектакля длится до тех пор, пока зал не покинет последний зритель. Так что можно, например, провести над Волкостреловым эксперимент и находиться на своем месте до тех пор, пока он не выгонит вас из зала.

"Сегодня "Любовная история" звучит иначе, чем пять лет назад: сменился дискурс, появились новые темы, которые меняют наше сознание. И спектакль звучит не то что актуальнее, у него больше возможностей найти отклик у зрителя. Для нас это достаточно просто рассказанная история отношений двух людей. Мы анализируем, что значит "обладание человеком", возможно ли оно. Права людей и гендерное неравенство — тоже важные для нас темы. В спектакле нет целенаправленной провокации, вызов и провокация, о которых сейчас говорят в связи с "Любовной историей", — это скорее эхо первых показов спектакля, где реакция зрителей была достаточно сложной".
Режиссер Дмитрий Волкострелов — о спектакле "Любовная история"

6 ноября, 19:30

Сцена на Сретенке, Театр им. Вл. Маяковского

Режиссер — Евгения Сафонова

Актеры — Филипп Дьячков, Сергей Волков, Вячеслав Коробицин, Вера Параничева и другие

3 часа 40 минут, 2 антракта

В описании к спектаклю значится: "Действие для тех, кто искушен, 18+". В основе — "Братья Карамазовы", однако в центре внимания не сюжет романа. Отрывки из Достоевского собраны в причудливый коллаж: получается жесткий, лаконичный текст — о природе сознания человека, о его внутреннем мире, который раздирают мысли о смысле существования, об ответственности за свои поступки, о добре и зле. На сцене раскрываются самые удаленные, скрытые от обычного взгляда грани знакомых со школы персонажей, их психология.

К слову, рейтинг "18+" у спектакля стоит именно поэтому — потому что он сложный для восприятия, рассчитанный на вдумчивого зрителя. Никаких непотребств, ломающих неокрепшую психику, на сцене нет.

8 ноября, 19:30

Сцена на Сретенке, Театр им. Вл. Маяковского

Режиссер — Максим Диденко

Актеры — Николай Чиндяйкин, Илья Дель, Вера Латышева, Сергей Азеев и другие

2 часа 30 минут, 1 антракт

В основе — история хирурга Преображенского, который решил провести эксперимент по трансплантации человеческого гипофиза собаке (и в спектакле ничего не меняется, даже текст остался). Главной — что в романе, что в спектакле — является идея нового человека: у Булгакова операция порождает, как и Октябрьская революция, новый тип человека; нам же на историческое событие остается смотреть спустя 100 лет — к чему привела перестройка и какими были люди, рожденные бурей?

Есть режиссеры, которые убирают персонажей из первоисточника (например, Карбаускис убрал Штольца из "Обломова"), а есть те, которые добавляют или меняют. У Булгакова в тексте есть чучело совы. И у Диденко есть Сова, только она теперь становится персонажем — воплощением фатума, рока, символом мудрости. В темном пространстве сцены она отличает правду от лжи и в то же время, как пророчица, зачитывает размышления Шарика.

Диденко любит (и ему это удается) совмещать театр и приемы кинематографа. Он один из тех режиссеров, кто уверенно и умело использует мультимедиа на современной сцене. В спектакле есть экраны и видеокамеры, благодаря чему действие можно увидеть с разных сторон: вот персонажи лежат на сцене, а камера снимает их сверху, передавая изображение на задник (такую технологию, доведенную до идеала, режиссер использовал в своей постановке "Текста" Глуховского на сцене Театра Ермоловой).

"Собачье сердце" — это такой анатомический театр. Все действие происходит в операционной. <...> В спектакле много музыки — еще в самом начале работы я попросил композитора Владимира Раннева написать музыку к кино, своего рода саундтрек. Есть у нас несколько вокальных номеров, зонги. Мне нравится, когда люди поют, — в этот момент они по-особому раскрываются. Когда я слышу поющего человека, мне кажется, что я слышу голос его настоящей природы".
Режиссер Максим Диденко — о спектакле "Собачье сердце"

9 ноября, 19:30

Сцена на Сретенке, Театр им. Вл. Маяковского

Режиссер — Семен Серзин

Актеры — Андрей Вергелис, Женя Анисимов, Евгений Серзин, Илья Борисов

2 часа 20 минут, 1 антракт

Как и в гоголевском "Ревизоре", в пьесе Сухово-Кобылина показывается бюрократия, страдать от которой не перестанут, кажется, и еще через 100 лет (пьеса "Смерть Тарелкина" написана в 1869 году). Хотя произведение и названо комедией, события, которые разворачиваются на сцене, довольно нетипичны для этого жанра. Главный герой, чтобы сбежать от кредиторов, инсценирует собственную смерть. Но чтобы оставаться "живым" и шантажировать своего начальника (с которым до этого брал взятку), он похищает личность другого человека.

Режиссер Семен Серзин отказался от авторского финала, поэтому зрителей, особенно знакомых с текстом, ожидает сюрприз. Столкнувшись, как у Гоголя и Салтыкова-Щедрина, с отечественным кривосудием, главный герой то ли получает по заслугам, то ли мучается почем зря.

"Мы определили жанр спектакля как "черная комедия". Хотелось, чтобы сквозь смех становилось в итоге страшно от того, что весь этот бред про упырей и вурдалаков может стать материалом уголовного дела. <...> И все это, несомненно, связано и с сегодняшним днем, часто жизнь напоминает какой-то фарс, бред".
Режиссер Семен Серзин — о спектакле "Смерть Тарелкина"

Кадрия Садыкова

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии