Казус Липсица
Признаюсь сразу, школьная тематика весьма далека от моих сегодняшних интересов. О своей школе (опустошающе жаль, что ее здание не сохранилось) у меня до сих пор искрящиеся воспоминания, а вот моя дочь вряд ли скажет то же самое про свою, стоящую напротив ее дома школу. Теперь вся надежда на ее дочерей, а точнее, на их школы.
Школа — это первый поход за систематическим знанием. А то, кем и как этот поход организован, как знания становятся достоянием учеников, насколько они им интересны, еще и воспитывает, в том числе развивая и качества гражданина.
Банально? Наверное. Но предлагаю, отталкиваясь именно от этой общепринятой «печки», оценить некий факт. Вот он: учебник «Экономика» для 10–11-х классов был исключен из федерального перечня из-за отсутствия материалов, «формирующих у обучающихся чувство гордости за страну, сопричастности к происходящему». Об этом рассказал автор учебника Игорь Липсиц.
Что один из учебников отклонен — событие вполне штатное
Думаю, Липсиц завидует авторам учебников по алгебре или физике. Там подобные претензии вряд ли возможны. Хотя… Если дать волю тем, кто болеет за воспитание экономического и любого другого предметного патриотизма, они могли бы потребовать, чтобы и в учебнике, скажем, по геометрии было больше «материалов, формирующих чувство гордости за страну». Пришлось бы авторам вспоминать недоброй памяти «приоритет российской науки», он был довольно популярен в еще памятные менее вегетарианские времена. Или настаивать на включении в школьную программу геометрии Лобачевского.
Беда экономики в том, что она хоть и наука, в чем, кстати, до сих пор есть сомневающиеся, но гуманитарная. А раз так, то, как и история, должна воспитывать чувство национальной гордости. Логика привычная, хотя и нуждающаяся в уточнении.
Есть отличный немецкий фильм, посвященный Фрицу Бауэру, прокурору суда во Франкфурте-на-Майне, прославившемуся «освенцимским процессом» над эсэсовцами, служившими в этом лагере. Суд состоялся в начале 1960-х годов, был открытым и стал важнейшей вехой осознания немцами общенациональной вины за содеянное в годы гитлеризма, без чего невозможно было бы очищение нации. У самого же Бауэра предсказуемо появилось множество врагов, особенно в спецслужбах ФРГ, перенасыщенных в те времена спецами-«ветеранами», с опытом, накопленным еще в Третьем рейхе. Они в конце концов довели Бауэра до самоубийства. Название фильма «Государство против Фрица Бауэра», для художественного осмысления документального материала, возможно, необычное, зато честное.
Все это я рассказываю, чтобы вспомнить один эпизод. В фильме на одной из пресс-конференций Бауэру задают вопрос: «Чем гордиться немцам сегодня?» Он отвечает: гордиться историческими достижениями национальной культуры или искусства нечестно перед самим собой, потому что «гордиться можно только тем, что сделал сам». По-моему, очень трезвая и мотивирующая формулировка.
Если вернуться в школу, максима Бауэра не отменяет, конечно, того, что в учебнике истории должны быть подробно показаны подлежащие изучению события из сокровищницы национальной гордости. Но это именно история. А один из ее уроков — в том, что опасно паразитировать на прошлых достижениях: это слишком дорого обходится стране. Надо создавать то, чем можно было бы гордиться сегодня, сейчас.
Есть и еще одна не менее важная сторона. Что самое главное, чему должна научить школа? Она учит учиться, то есть прививает вкус к поиску истины. Еще одна затертая от частого употребления банальность?
Тогда вопрос: что главное в изучении истории —воспитание чувства национальной гордости или прививка тяги докапываться до истины, невзирая на то, «патриотична» она с позиций учебника, рецензентов на него или тех, кто наделен властью разрешать или запрещать учебник? Если кто-то скажет, что никакого противоречия здесь нет, значит, он совсем не интересуется отечественной историей, нашим «непредсказуемым прошлым».
Почему я начал с учебника про экономику, а пишу про историю? Тема та же самая. Как именно учебник по экономике должен будить чувство гордости за страну вкупе с «сопричастностью к происходящему»? Чтобы автор зря не напрягался, а заодно не подвергал учебник новым рискам, ему дается подсказка. Как следует из рекомендаций, полученных Липсицем, в учебнике предлагается рассказать «о планах ближайшего экономического прорыва» и об импортозамещении «как одном из направлений современной экономической политики».
Так о чем же должен быть учебник? О том, что собой представляет в сегодняшнем понимании экономика как наука или о сегодняшней экономике России и проблемах ее экономической политики? Скорее всего, требуется и то, и другое. Не хватает же учебнику именно российской «сопричастности».
Боюсь, однако, что, если автор честно (детям врать непедагогично!) возьмется следовать полученным рекомендациям, ему не уйти, например, от вопроса, почему «экономический прорыв» лишь в «ближайших планах», а не был реализован, когда цены на нефть к этому располагали? Что же касается импортозамещения, которое, как можно предположить, должно крепить «чувство гордости за страну», то как быть с тем, что в 2018 году сельское хозяйство, витрина импортозамещения, показало отрицательный результат?
Не знаю, как преподают экономику в обычных школах США и делают это вообще, но мне кажется, в любом случае дело не доходит до воспитания чувства национальной гордости на фундаменте стены, которая должна разделить США и Мексику. Там это никому не придет в голову.
Если вспомнить про экономику, то не надо забывать, что между ней и политикой есть существенная разница. А президентский пост Дональда Трампа еще не делает его экономическим оракулом. К тому же, что важно, — пост временный.
Политики отличаются от ученых тем, что поклоняются не истине, а национальным интересам, как они, по-разному, сменяя друг друга, их понимают. Экономика — не геополитика. Последняя пока в школьную программу не вошла. Возможно, потому что у нее гораздо меньше, чем у экономики, объективных оснований считаться наукой.
Поэтому в школе не надо заниматься политикой. Лучше все-таки научными дисциплинами. И российский учебник по экономике не должен кардинально отличаться от американского или немецкого. Иначе получается, что есть российская, гордая своей страной экономическая наука, и есть другие, вероятно, космополитические, а там уже и продажные, ну и так далее, все это мы проходили в советском прошлом с кибернетикой и генетикой.
Вот бы еще и показатели у российской экономики были такими же гордыми!
Спор об учебнике — не схоластика. Кем вы хотите видеть своего ребенка, отправившегося в школу? Взрослеющим человеком и гражданином, который обретает навык настоящей учебы, или юным начетчиком в сфере общественных наук, который будет лихо разбираться в дежурном, ориентирующемся на сегодняшнюю «линию партии» патриотизме?
В советское время мы изрядно хлебнули начетничества. Но, оказывается, не выработали противоядия. Достаточно включить телевизор, как оттуда прозвучит: истина в том, что считает правильным сегодняшнее руководство страны. Вот и вся квинтэссенция чувства национальной гордости.
Фриц Бауэр был куда большим патриотом Германии, чем те, кто свел с ним счеты, чтобы не очернял страну. Тот, кто вторит за мастерами пропаганды, если и патриот, то поверхностный, ненастоящий. Любить Россию, отключив собственную голову — значит служить стране совсем не лучшим образом.
Очень хотелось бы, чтобы наши дети и внуки не только в физике и математике, но и в истории и экономике опирались на знания, а не на пропаганду.
Комментарии