С началом цифровой эпохи наше видение мира изменилось: телевизор, наконец, попал в каждый дом, как, впрочем, и компьютеры со смартфонами. Сегодня практически каждый житель планеты может мгновенно получить доступ к необходимой информации. Но чем больше мы узнаем, тем сложнее понять правда перед нами или ложь и особенно в социальных сетях. Как показали результаты ранее проведенных исследований, социальные сети способствуют распространению лженауки и дезинформации, оказывая огромное влияние на реальный мир. Проблема, однако, не в технологиях – наши психологические предубеждения и предрасположенности делают нас уязвимыми для лжи. Это особенно заметно когда дезинформация соответствует нашему мировоззрению и тому, во что мы уже верим. Более того, мозг по умолчанию принимает большую часть информации как достоверную – в конечном итоге мы склонны верить всему, что видим и слышим
Мышление и дезинформация
Наше мышление не идеально. Мозг обманывает нас при каждом
удобном случае. Так, многочисленные ошибки мышления (когнитивные
искажения) остаются незамеченными, особенно когда дело касается
эмоций. Мы с большей вероятностью поверим дезинформации,
затрагивающей нас эмоционально и проигнорируем сам факт
разоблачения фейков. Кажется безумным, но результаты многочисленных
научных исследований
Так, результаты недавно опубликованного обзора 32 научных исследований с участием более 6500 человек, показали, что разоблачение ложных сведений снижает, но не устраняет эффект дезинформации. Если говорить совсем просто, ложь не исчезает из нашей памяти несмотря на ее опровержение, а с течением времени мы забываем реальные факты, а фейки, наоборот, надолго остаются в памяти.
Последняя, к слову, играет немаловажную роль – когда мы изо всех
сил пытаемся вспомнить какая информация верна, а какая нет, фейки
всегда кажутся нам знакомыми и правдоподобными. Повтор информации
также имеет значение – чем чаще мы сталкиваемся с дезинформацией,
тем скорее в нее поверим. При этом разоблачать ложь с каждым разом
Больше по теме:
Разоблачение лжи
Опасность фейк-ньюс лучше других показала пандемия COVID-19. Постоянные предположения о его лабораторном происхождении, недоверие к ученым и страх вакцинации распространялись в социальных сетях с молниеносной скоростью (и все еще распространяются). Учитывая масштабы происходящего правительства всего мира и IT-корпорации вступили в бой с дезинформацией в сети. Правда, современные методы не лишены недостатков и нередко создают напряженность среди пользователей.
Исследователи также указывают на сомнительную эффективность регулировки фейков, принятые руководством таких онлайн-площадок как Facebook, TikTok и Twitter. Оказалось, предпринятые усилия способствуют распространение фейк-ньюс: считается, что пользователи не в состоянии отличить правду от лжи, а значит им необходимо помочь.
В ходе исследования мы увидели, что люди очень внимательно относятся к контенту и стараются помогать друг другу. Однако подобные усилия не поддерживает руководство онлайн-платформ, – заключают авторы метаанализа.
Напомним, что крупные медиа-платформы, включая Google, Facebook и YouTube, используют алгоритм проверки фактов, помечая и маркируя сомнительные материалы. В то же самое время площадки занимаются продвижением достоверной информации, однако эффективность такого подхода под вопросом. К счастью, результаты нового обзора показали, что наиболее эффективным способом борьбы с фейк-ньюс является предварительное информирование пользователей – своего рода «прививка от дезинформации». Этот подход по мнению исследователей поможет оставить в памяти достоверную информацию. Но обо всем по-порядку.
Еще больше интересных статей о
последних открытиях в области науки и высоких технологий читайте на
Что мы делаем в сети
Так как проблема дезинформации негативно сказывается на широкой
общественности, исследователи из Массачусетского технологического
института (MTI)
В начале исследования ученые опросили испытуемых о том, как они борются с дезинформацией в сети. Затем, основываясь на полученных ответах, авторы работы разработали прототип онлайн-платформы, позволяющей пользователям самостоятельно оценивать качество контента. Оказалось, что люди хорошо осведомлены о дезинформации в социальных сетях и активно борются с ней, параллельно опасаясь, что их оценки могут быть неверно истолкованы.
Это означает, что даже когда дезинформация очевидна, уследить за ней и достучаться до всех, кто с ней столкнулся невозможно. К тому же привычка проверять факты есть далеко не у всех, – отмечают авторы научной работы.
Прототип разработанной платформы под названием Trustnet (похож на Facebook), позволил пользователям подписываться друг на друга и делиться информацией, чтобы просматривать публикуемый контент. Однако прежде чем опубликовать пост в Trustnet, пользователи должны самостоятельно оценить достоверность публикуемого контента, применяя фильтры по настройке новостной ленты (в зависимости от того, как и кем оценивались публикации).
Вам будет интересно:
Всего в эксперименте приняли участие 14 человек, которые неделю пользовались новой платформой. Полученные результаты показали, что Trustnet понравилась пользователям, так как позволила им оценивать достоверность контента, а также указывать источники, которым они доверяют. Так, некоторым пользователям было трудно оценить достоверность контента – фейковые публикации содержали ряд достоверных и ложных утверждений, а их оценка занимала больше времени.
И хотя результаты метаанализа показали, что пользователи онлайн-платформ могут эффективно бороться с дезинформацией, исследователи отмечают, что предложенный ими подход – не панацея и может загнать пользователей в комфортный «информационный пузырь».
Подробнее о причинах доверия к
фейк-ньюс
Прививка от дезинформации
Учитывая масштабы распространения дезинформации и фейк-ньюс,
ученые
Прививка установок –
психологический метод, усиливающий уверенность человека в
собственных принципах и выработке стратегии психологического
сопротивления недостоверной информации.
В конечном итоге в этой неравной борьбе все средства хороши.
Так, привычка проверять факты уберегает нас от опрометчивых
поступков; опровержение фейков в новостной ленте соцсетей также
отлично работает (подробнее можно прочитать
Комментарии