От гаражей до муралов: в Петербурге появилась туристическая программа про стрит-арт

Искусство

458 Просмотры 0

О запуске маршрута объявил городской культурно-просветительский проект "Открытый город", известный своими экскурсиями по недоступным объектам культурного наследия — и чаще всего это классические памятники.

"Для нас это необычный показ. Мы всегда говорили о памятниках архитектуры и музейных коллекциях, но не говорили о таких явлениях", — делится руководитель проекта Антон Иванов.

В Петербурге нет единого мнения об уличной живописи: кто-то считает, что она украшает город, а другим, наоборот, кажется, что такое творчество только портит его лицо.

"Мы рассчитываем, что люди увидят примеры согласованного стрит-арта и то, что возможно работать на таком поле с учетом всех требований по охране памятников. Вполне возможно совмещать современность с историческим обликом города", — уверен Иванов.

Петроградская сторона — та часть Петербурга, где более всего заметны примеры того, как современным художникам удается выразить себя и дополнить городскую среду, не нанося вреда ни историческим фасадам, ни эстетическим чувствам горожан.

В этом районе встречаются самые разные виды стрит-арта: граффити на гаражах во дворе знаменитого Дома Бенуа (известного также как Дом трех Бенуа), почти незаметные мозаики на Каменноостровском проспекте и большие изображения героев классики советского кино.

"Петроградка с точки зрения архитектуры — очень цельный район, его комплексно застраивали в конце XIX — начале ХХ века, в период модерна и поздней эклектики, — отмечает исследователь уличного искусства Семен Некрасов. — Здесь сконцентрировано уличное искусство. Есть в плане муралов очень интересные примеры, которые показывают, как нужно работать с аудиторией, создавать большие паблик-арт проекты. А граффити здесь довольно стандартные и очень много несанкционированного классного стрит-арта".

Полчаса творческой свободы

Тур стартует на территории старейшей петербургской киностудии, где со стен на экскурсантов смотрят герои классики советского кино: профессор Преображенский, Шерлок Холмс и другие любимые публикой персонажи. Эти работы художники согласовывали, представляли проекты, а потом реализовывали

Все это заняло продолжительное, по меркам уличного искусства, время.

А в десяти минутах ходьбы расположилось культовое для граффитистов Петербурга место — дворы-лабиринты Дома трех Бенуа. Здесь рано или поздно твою работу почти наверняка закрасит кто-то другой. На местных гаражах уже более 30 лет ежедневно появляются новые надписи и рисунки, и в то же время остается память о "классиках" этого вида искусства.

"Жители Дома трех Бенуа, у которых гаражный кооператив, предпринимали несколько попыток, чтобы эти граффити уничтожить и стереть. Ни одна из них не имела должного результата, потому что это место важно для граффити-райтеров, — рассказывает Семен Некрасов. — Во-первых, это история: там всегда были граффити, с начала 90-х все гаражи расписаны. А во-вторых, это место недоступно для обывателей, у них нет необходимости туда идти. А художники могут прийти днем, при свете, встать с баллончиками и порисовать: ни на одной стене дома в центре города такое невозможно, а там можно хотя бы на полчаса почувствовать свою творческую свободу".

В какой-то момент группа экскурсантов окажется перед воротами детского сада, который со всех сторон окружен рисунками.

Благодаря первой большой согласованной серии муралов в Санкт-Петербурге, созданной в 2009 году, дети видят не голые желтые стены, а красочные изображения, помогающие им запоминать буквы, цифры и цвета. Художники работали, постоянно консультируясь с местными жителями, поэтому среди персонажей можно заметить болонку Чаки, любимицу всего двора. В доме по-прежнему много соседей, до сих пор помнящих, как с ней гуляла хозяйка.

Заканчивается маршрут возле котельной "Камчатка", связанной с именем Виктора Цоя.

В росписях этого пространства сочетаются и заранее спланированные, и стихийные зарисовки, которые оставляют на стенах фанаты певца. Нагромождение надписей и изображений никого не смущает. Жильцы не препятствуют творчеству гостей их двора и рады тому, что люди увековечивают память человека, чью музыку любили их родители или любят они сами.

Согласованность или вечный эксперимент?

"Процесс создания уличного искусства бесконечен", — расскажет группе экскурсовод.

Художник мог запланировать один проект, но потом кто-то прошел мимо и дополнил его своей деталью. Так постоянно случается с теми работами, которые спонтанно появились на какой-то поверхности. Но это почти не происходит с паблик-артом — изображениями, которые были согласованы с властями. Они дополняют облик города, избавляя от пустого и давящего пространства, и дают художникам возможность заработать на своем творчестве.

"Есть паблик-арт: его нужно согласовывать, делать большие проекты, которые рассчитаны на то, чтобы улучшить визуальный облик города, — отмечает Семен Некрасов. — И вместе с тем классический стрит-арт нуждается в пространстве эксперимента, свободе самовыражения, которая не скована никакими рамками. Например, если бы выпускники Академии Штиглица не вышли на улицу нелегально, то мы бы просто не увидели примеры их бетонных фресок".

Группа выпускников монументальной мастерской Академии Штиглица собралась в творческий коллектив, который добавляет на фасады города небольшие фрески — немного выпирающие из стены квадраты из бетона с различными изображениями. Наличие художественного образования помогает создавать их качественно и устанавливать с учетом всех правил композиции. Одна из их работ — сказочная птица — расположилась на стене во дворе Дома трех Бенуа.

Это здание с самой большой сетью дворов-колодцев в городе очень значимо для культурной жизни Петербурга, оно сочетает в себе разные исторические эпохи. В одной из 250 квартир Дома трех Бенуа Дмитрий Шостакович написал первые части Седьмой симфонии, а в 90-е годы здесь снимались некоторые сцены из фильма "Брат" и культовые клипы рэп-исполнителей.

Сегодня это пространство привлекает уличных художников, которые делают свои пробы пера без страха быть наказанными, а также кинематографистов, использующих дворы в качестве декораций для разных исторических эпох.

Иван Стулов, Александра Подервянская 

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии