У многих людей видеоигры ассоциируются с чем угодно, только не с пользой для человечества. А геймеры — с прожжёнными бездельниками. Тут каждый выделит киберспортсменов и стримеров, для которых бесконечные игровые сессии становятся профессией. Однако порой и обычные игроки приносят пользу. Причём не только себе, но и миру в целом. Есть геймеры, которые помогают искать лекарства от рака и ВИЧ, другие собирают тонны мусора, а третьи привлекают миллионы долларов в благотворительные организации.
Покемонам время, а работе День Земли
Самый свежий пример полезного гейминга связан с небезызвестной игрой Pokemon Go. Это мобильное приложение с функцией дополненной реальности
Игра на миллион
Киберспорт является более или менее массовым явлением. Сегодня и дети, и взрослые знают, что это турниры, в которых люди с незаурядной реакцией и стратегическим мышлением противостоят друг другу в видеоиграх. Но показателем мастерства может быть не только статус про-игрока. Можно, например, быть ещё и спидраннером, специалистом по скоростному прохождению игр. Спидраны — так называют быстрое преодоление всех препятствий до начала финальных титров, — как и киберспортивные дисциплины, имеют большую аудиторию и фанатскую базу. Видеоролики и стримы, в которых на скорость пробегаются игры, собирают сотни тысяч и миллионы просмотров. Одним из популярнейших пристанищ поклонников спидрана является сайт Speed Demos Archive (SDA). Он аккумулирует записи быстрых прохождений. Cегодня в каталоге SDA собраны видеоролики по 1300 играм. Вот уже девять лет сайт дважды в год проводит мероприятие Games Dones Quick (GDQ), в рамках которого известные спидраннеры собираются, чтобы блеснуть своими навыками. Все их игры транслируются в Интернете. Любой зритель может поддержать игрока звонкой монетой, донатом. Собранные таким образом средства идут в Фонд профилактики рака или в бюджет организации "Врачи без границ". В далёком 2010 году первый благотворительный стрим собрал всего 10,5 тысячи долларов. Последняя на сегодня трансляция, прошедшая в январе 2019 года, заработала почти 2,5 миллиона долларов.
Как геймеры "поймали" обезьяний ВИЧ
В мае 2008 года американские учёные из Вашингтонского
университета создали приложение Foldit, в котором нужно
предугадывать сворачивание сложных белков. Программа объясняет
простые правила, а дальше игроки, используя 3D-детали, как в
конструкторе, пытаются предугадать изменения белка при
сворачивании. Протеины, коих в человеческом организме более 100
тысяч видов, являются длинными молекулами, которые в разных
условиях принимают немыслимые формы. Рассчитать форму каждого белка
на все случаи жизни — сложная задача даже для суперкомпьютера. А
фармацевтам информация об изменениях белков очень нужна. Ведь у
свёрнутых белков проявляются разной степени пользы свойства. На
основе самых эффективных создаются важные лекарства. Так вот, в
2011 году благодаря мозговому штурму игроков Foldit был
Геймеры презирают не только раков, но и рак
Авторы научно-исследовательской программы Human Protein Atlas,
запущенной шведскими исследователями, пошли дальше. В 2016 году они
скооперировались с исландской студией CCP Games и интегрировали в
известную онлайн-игру EVE Online новый режим — Project Discovery. В
нём игроки определяли на фотографиях клеток различные белки и
сортировали их по разным категориям. В перспективе это должно
ускорить создание лекарства от рака. Дело в том, что глобальная
цель Human Protein Atlas — систематизация знаний о всех белках в
теле человека. В том числе и тех, что производятся в клетках
раковых опухолей. Компьютеры с сортировкой фотографий якобы пока не
справляются. Машинное зрение всё ещё не столь совершенное, чтобы
регистрировать мельчайшие детали на сложных изображениях. Всего
игрокам предстояло отсортировать 13 миллионов снимков. С огромным
каталогом фанаты EVE справились за два с лишним года: в августе
2018 года участники успешно
Игры мозга
Человеческий мозг — крайне непростая штука. Даже по самым
скромным подсчётам, он насчитывает 95 миллиардов нейронов, которые
каждый миг обрабатывают какую-либо информацию. В теории, если
исследовать реакцию каждого нейрона на каждый тип раздражителей,
учёные сильно приблизятся к полному пониманию того, как работает
мозг, и, возможно, научатся его "чинить". Но из-за количества
изучить все нейроны — непосильная задача. Решать которую поручили
геймерам. Им предложили заняться исследованием той части нейронов,
которая отвечает за зрение. И не у человека, а для начала у мыши.
Для этого ещё в 2012 году учёные из Принстонского университета
Комментарии