Возможность для автомобилистов ставить машины на учет прямо в салоне дилеров, о которой так много говорили в последние годы, пока распространения так и не получила.
Почти полтора года назад в силу вступило постановление правительства о регистрации транспортных средств. Оказалось, что дилерам эта широко разрекламированная услуга не особенно интересна. Они не спешат регистрироваться в качестве "уполномоченных организаций", оформлять документы, обучать своих сотрудников. Что еще более интересно, даже те немногие дилерские центры, которые такой статус уже получили, его практически не используют. По данным МВД РФ, в прошлом году все "уполномоченные организации" поставили на учет 19,9 тыс. автомобилей. При том что в стране было продано 1,5 млн легковых машин
Давняя история
Об идее регистрировать автомобили прямо у дилеров говорили давно. Собственно, такая услуга уже существовала (в полуофициальном виде) в первом десятилетии нашего века, но была запрещена приказом министра МВД как "коррупционная". А зря, ведь потребность в ней наблюдалась — можно было договориться с менеджером дилерского центра, и он с удовольствием (но за отдельную плату) брал на себя хлопоты по оформлению в ГАИ.
Три года назад в МВД решили ввести эту процедуру в законное русло, чтобы упростить жизнь покупателям. Функции по регистрации автомобиля оставались за ГИБДД, но дилеры (которые получили на то разрешение) могли подготовить документы и передать их в правоохранительные органы, а также самостоятельно изготовить номера. Все в выигрыше — довольный автовладелец выезжал из автосалона на машине с номерами, а дилер зарабатывал на дополнительной услуге. Кроме того, снижалась нагрузка на регистрационные подразделения ГИБДД.
Технически выглядеть процедура должна была примерно так. После выбора покупателем машины специально обученный сотрудник удостоверят его личность и передает всю информацию об автомобиле и водителе в ГИБДД в цифровом формате. По регламенту у ГАИ есть два дня на обработку этих данных (но, как правило, хватает и одного). За это время там подготовят документы на машину и передадут их сотруднику дилерского центра (он обязан за ними приехать лично). Затем дилер либо сам печатает присвоенный автомобилю номер (если он получил на то право), либо заказывает табличку у компании-партнера. Остается только прикрутить номер на машину.
Продолжение
У владельца в любом случае остается выбор — зарегистрировать машину прямо в салоне (если у того есть такая услуга) либо обратиться в ГИБДД.
Подготовка ко вступлению в силу этих правил велась непросто. К сотрудникам дилерских центров, которые должны подготовить документы для регистрации автомобиля и осуществлять связь с ГИБДД, выдвигались серьезнейшие требования. Такой сотрудник должен иметь диплом о высшем (или в крайнем случае среднем специальном) инженерном образовании; пройти профессиональную подготовку, которая даст право на проведение осмотра транспортных средств; знать все об "устройстве, технических характеристиках, конструктивных особенностях, назначении и правилах эксплуатации" автомашин; владеть методиками "контроля технического состояния автомобиля и выявления признаков его неисправностей". Также ему необходимо хорошо разбираться "в технических требованиях и особенностях порядка внесения изменений в конструкцию машины" и "обладать знаниями в части классификации и системы обозначений транспорта, правил маркировки". Причем это далеко не полный список.
Непростые требования предъявлялись и к организации "рабочего места" этого "спецсотрудника": нужно обеспечить отдельное помещение, которое будет отвечать самым строгим требованиям — решетки на окнах, система тревожной сигнализации и т.д. Отдельно и очень подробно оговаривались требования к замкам и сейфам.
В общем, вступление в силу закона даже пришлось переносить на полгода, и официально для дилеров такая возможность заработала только с 1 января 2020 года, когда начал действовать федеральный закон №283 "О государственной регистрации транспортных средств…"
Думаю, очевидно, что далеко не все из них быстро разобрались с требованиями ГИБДД. В итоге первые дилеры смогли получить статус "уполномоченной организации" только в марте 2020 года. Так совпало, что пришлось это как раз на начало полномасштабного режима самоизоляции в стране — включая закрытие дилерских центров на два-три месяца и обрушение авторынка на 60–70%.
С тех пор прошел год — российский рынок почти восстановился, только услуга регистрации авто непосредственно по месту покупки осталась почти невостребованной. На долю всех российских дилеров (а их около 3,5 тыс.) в прошлом году пришлось порядка 1,3% всех регистраций в стране. Так почему же она оказалась неинтересной?
Низы не могут, верхи не хотят
Я не знаю точно, во сколько обходится дилеру получение статуса "уполномоченной организации", но речь идет о десятках и сотнях тысяч рублей. Надо обучить сотрудника (курсы стоят от 20 тыс. рублей), закупить необходимое оборудование, программное обеспечение, подготовить специальное помещение. И что в итоге? Он будет предлагать покупателю, по сути, госуслугу, стоимость которой ФАС определила всего в 500 рублей.
Говорят, что решение по тарифам ФАС с МВД не обсуждала
Стоимость таблички с государственным номером тоже фиксированная: 2 тыс. рублей для легкового автомобиля и 1,5 тыс. рублей за номер для мотоцикла или прицепа.
В общем, особенно не заработаешь, но в ГИБДД считают, что главный плюс регистрации автомобилей для дилера в том, что продавцы могут привлечь больше довольных клиентов. А это серьезное конкурентное преимущество. Так-то оно так, особенно учитывая, что дилерская маржа при продаже нового авто мизерная и различий по цене одной и той же модели в разных салонах практически нет. Но это в нормальных, рыночных условиях; у нас же сейчас сложилась очень странная, "постковидная", экономическая ситуация. Можно сказать, что к нам вернулся дефицит.
Сейчас, в какой салон ни зайди, в шоу-руме представлено всего несколько автомобилей, причем, как правило, все максимально укомплектованы дополнительными опциями. Цена на эти "допопции" обычно составляет порядка 10% от стоимости самого авто, а то и выше. Но выбор для покупателя невелик: не хочешь покупать этот конкретный автомобиль — можно оставить заказ. Но ждать машину, возможно, придется несколько месяцев (из-за перебоев с комплектующими заводы часто не успевают выполнить все заказы в срок). При этом цена транспортного средства за это время может значительно вырасти. Ведь с начала года средняя цена нового автомобиля уже выросла на 9–12%. А за первую неделю мая, несмотря на выходные, о повышении цен объявили уже семь автомобильных марок.
И о каких тут "конкурентных преимуществах" может идти речь, когда правила игры определяет продавец?
Все дилеры сегодня дружно бросились зарабатывать, чтобы компенсировать потери за время простоя в прошлом году и по возможности "нарастить жирок" на будущее. Их интерес сейчас — продать как можно больше дополнительных опций (сигнализации, охранные системы, багажники, самые разные органайзеры для салона и багажного отделения) и предложить услугу постановки на учет. Но скорее по старой, уже проверенной схеме, когда клиент выписывает доверенность одному из менеджеров салона, он отвозит машину на эвакуаторе в ГИБДД и выполняет все необходимые действия. Стоит такая услуга чуть дороже, чем прописала ФАС, — в среднем 10–20 тыс. рублей. Как говорят мои знакомые в сфере, эта опция пользуется определенным спросом, особенно среди покупателей премиальных моделей.
Один мой коллега после тщательных поисков нашел нужный ему автомобиль — и сразу оплатил его в салоне известного столичного дилера. Хотел воспользоваться возможностью поставить автомобиль на учет прямо на месте, но за услугу у него попросили 15 тыс. рублей. Причем надо было оставить машину, документы, подписать доверенность и ждать два-три дня. Но он решил пойти проверенным путем — и не пожалел. Через сайт gosuslugi.ru записался на прием в ГИБДД, сам приехал туда и зарегистрировал автомобиль. На это, по его словам, ушло около полутора часов (с учетом очереди на площадке для сверки номеров). Обошлось это в 2850 рублей (госпошлина за услугу в МРЭО — 850 рублей и номера).
Продолжение
А помянутый федеральный закон №283 "О государственной регистрации транспортных средств…" только предоставляет дилерам такую возможность — стать специализированной организацией и помогать своим клиентам быстро и без проблем регистрировать автомобили, но никаких обязательств нет. В результате, например, у автосалонов группы "Рольф" есть статус уполномоченного партнера, и в них можно получить услугу по регистрации автомобиля. Только, как сообщили в пресс-службе, спрос на нее со стороны клиентов сейчас около 5% от всех проданных автомобилей. Хоть интерес к постановке авто на учет в салоне и растет.
Однако в большинстве дилерских центров (даже в тех, где есть статус специальной организации) продолжают предлагать клиентам регистрацию по старой схеме — с выпиской доверенности сотруднику
"Пока услуга не стала массовой по многим причинам, — считает генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto и вице-президент Российской ассоциации автодилеров Денис Мигаль. — Да, регистрация автомобиля непосредственно у дилера может быть удобной и выгодной для автовладельцев, но пока не для самих дилеров. [Дело в] сложной процедуре получения специального статуса. Но, в принципе, я думаю, что она в перспективе может стать и более простой — идут по этому поводу переговоры. Пока дополнительные расходы не окупаются при нынешней цене услуги. Но опять же идут консультации с ФАС. Хотя в целом, повторю, оказание услуги по регистрации автомобилей в перспективе могут взять на себя многие дилеры. Но такое решение — дело добровольное".
Да, никто пока не может заставить продавцов в обязательном порядке взаимодействовать с ГИБДД. Однако и в самих автосалонах признают, что такие возможности сделают их более конкурентоспособными по сравнению с теми, кто этим заниматься не хочет. Только когда это произойдет?
Дефицит ведь, уверен, через несколько месяцев закончится. Неминуемо начнется уверенный рост продаж, и, соответственно, увеличится спрос на услуги по регистрации.
Комментарии