"Уроки режиссуры" — это один из фестивалей Биеннале театрального искусства, которая проходит в Москве в Год театра. В его программу входят работы молодых авторов, чей профессиональный стаж не превышает десяти лет. В конкурсе участвуют спектакли, которые были показаны в двух предыдущих сезонах, — то есть это постановки тех режиссеров, кто прямо сейчас делает современный театр, а в скором будущем, вполне вероятно, будет задавать главные тренды в сценическом искусстве. Кроме того, в программе — мастер-классы их старших коллег-режиссеров (например, Дмитрия Крымова, Георгия Исаакяна, Роберта Стуруа), на которых можно будет обменяться профессиональным опытом и задать самые животрепещущие вопросы мэтрам.
Всего в конкурсную программу этого года вошли 16 спектаклей разных театров от Новосибирска до Санкт-Петербурга. Мы выбрали пять ярких постановок, на которые следует обратить внимание.
28 сентября
Этот спектакль — отличный пример кооперации между недавним выпускником Щукинского училища режиссером Хуго Эрикссеном (мастерская Римаса Туминаса), композитором Андреем Бесогоновым и молодым драматургом Кириллом Фокиным. Им удалось воспроизвести атмосферу и жизнь Афин 430-х годов до нашей эры: шум Атлантического океана, черные волны, архаичные стихийные силы и богов — древних, непоколебимых, бескомпромиссных. Главный герой — демагог, то есть "глас народа", — Клеон, богатый владелец кожевенных мастерских
Спектакль "Демагог", режиссер Хуго Эрикссен, Александринский театр
Одна из ценностей этого спектакля — текст. Фокин написал эту пьесу под впечатлением курсов об истории Древней Греции. В основу ее легла книга Фукидида "История Пелопонесской войны". Но свою историю драматург рассказывает через характеры персонажей, развитие их личности, их поступки. Через них же он рассуждает об изъянах политических систем, о несовершенстве человеческих решений и сложностях людских отношений на разном уровне. Эрикссен и Бесогонов стали для него в этом деле отличными напарниками, придумав абсолютно, казалось бы, противоречивое решение: вся сцена черно-бело-серая, а одежда похожа на киберпанковые наряды. Так эта история приобретает черты антиутопии со всеми вытекающими последствиями.
7 октября
Как это понятно из названия, в основе спектакля жизнь и творчество Всеволода Мейерхольда — первого авангардного советского режиссера, одного из столпов театрального искусства страны. Его история тут превращается в нон-фикшн с внедрением разных технологий: видеоэкранов, электронной музыки, арт-коллажей, которые становятся комментариями к действию на сцене, неофициальным действующим лицом, голосом автора.
Спектакль "Мейерхольд", режиссер Роман Габриа, театральная компания "Открытое Пространство"
17 октября
"Летели качели" — это первая строчка песни "Прыг-скок" Егора Летова. Название такое родилось не случайно: главный герой пьесы и спектакля, 35-летний Стас — фанат музыканта. На самом деле он мог бы любить что угодно другое, это такой предлог, пример того, за что цеплялось и за что пряталось, как называет его режиссер спектакля Марфа Горвиц, брошенное поколение. Люди, которые росли в позднесоветское время, когда все менялось очень быстро и резко и то, что было правильно вчера, могло уже стать противозаконным сегодня.
Спектакль "Летели качели", режиссер Марфа Горвиц, театр "Практика"
Взросление и стало главной темой спектакля. Этот вопрос, кажется, будет актуален всегда — разрыв между поколениями, попытка примириться с самим собой и со внешним миром, поиски возможности жить нормально, когда ты совсем не такой, как все вокруг. И совсем не понимаешь, что со всем этим делать. В спектакле много отсылок к Егору Летову, но вот музыки его нет. Зато есть музыка Иоганна Себастьяна Баха — чистая, светлая, сакральная.
22 октября
Это одна из самых популярных пьес в современной драматургии, написал ее Дмитрий Данилов. Сюжет разворачивается в одной комнате, вокруг небольшой группы людей, с которыми не происходит ничего необычного. Все они находятся в отделении полиции, куда привели задержанного главного героя — человека из Подольска. Дальше происходит абсурдистская комедийная история — все обвинения основаны на каких-то немыслимых вещах: почему он не знает историю своего города, например, или почему не знает, сколько людей там проживает?
Спектакль "Человек из Подольска", режиссер Семен Серзин, Российский театр драмы имени Федора Волкова
Полицейские тут — такие блюстители морального порядка и духовного роста. Хотя они могут показаться простоватыми или даже недалекими людьми, они обращают внимание на что-то более важное в этом мире, чем деньги, машины или квартиры.
30 октября
Три абсолютно разные девушки, которые не особо-то и симпатизируют друг другу и, возможно, вообще бы лучше никогда не виделись снова, волей судьбы оказываются вместе за праздничным столом. Их разговор — странный, лаконичный. Друг другу они чужие люди. Однако постепенно им открываются вещи, которые раньше были недоступны, они начинают понимать, что прошлые обиды не имеют никакого веса, а то, что для них дороже всего, — тут, только руку протяни.
Спектакль "День рождения Смирновой", режиссер Александра Толстошева, театр МТЮЗ
Александра Толстошева, режиссер спектакля, сумела превратить, казалось бы, обычные бытовые диалоги, написанные Людмилой Петрушевской, в настоящую поэзию. В ее постановке текст обрел особую театральную лирику, а герои похожи на наших соседей или знакомых — будто мы смотрим историю, которую уже знаем. Для самой Толстошевой очень важно заставить зрителя переживать — иначе зачем еще существует театр?
Кадрия Садыкова
Комментарии