Павел Городницкий — о том, как самый уродливый элемент дизайна смартфонов внезапно стал самым актуальным и востребованным. И о том, что будет с вырезом дальше.
На днях Meizu представила флагманские смартфоны 16th и 16th Plus. Оба — с топовыми процессорами, шикарными экранами, хорошими камерами, быстрой зарядкой и даже сканерами отпечатков пальцев прямо под дисплеем. Цены тоже не заоблачные — всего лишь 400—450 долларов, что для таких девайсов — совсем ерунда.
Но аппараты вообще никак не срезонировали. Их пообсуждали пару часов, а затем снова переключились на бесконечные сравнения Xiaomi Mi8 с OnePlus 6.
Возможно, низкий ажиотаж связан с тем, что Meizu слишком давно не выпускала действительно хитовых смартфонов
Они осмелели и выпустили флагман без выреза. Более того — Meizu отдельным слайдом поиздевалась над конкурентами, которые слепо скопировали "чёлки" с iPhone X. Однако другие вендоры уже поняли: к чёрту уникальность, когда речь идёт о продажах. И смирились с тем, что без "моноброви" сейчас никуда.
Дело в том, что пользователи рассуждают не так, как дизайнеры и журналисты. Когда типичный обзорщик видит Android-смартфон с вырезом, диагноз ставится моментально: копипаст, позор, ноль собственных идей. Но когда обычный покупатель шагает в салон связи и встречает там целую полку с "монобровными" девайсами, срабатывает абсолютно другой триггер: ага, это модная фишка, надо брать.
К тому же, если у смартфона есть "чёлка", можно сразу делать вывод: он свежий, дебютировал совсем недавно (в последний год), там однозначно актуальные характеристики. А вот если выреза нет, придётся гуглить и проверять, не устарела ли эта модель. Соответственно, в разряд "устаревших" автоматически попадают и новые девайсы, чьи создатели проигнорировали спрос на "монобровь".
Та же Meizu — далеко не самый характерный пример: не секрет, что
в Samsung жутко разочарованы продажами Galaxy S9 и Galaxy S9+.
Общепринятое объяснение провала — дизайн, который не изменился со
времён Galaxy S8. И сейчас уже можно констатировать: если бы
корейцы отключили гордость и всё же интегрировали вырез в S9, шансы
на взрывные продажи были бы гораздо выше. А так азиатам остаётся
лишь неловко троллить Apple абсолютно бездарными скетчами,
Чёлка как символ эпохи
Вообще, забавно наблюдать за тем, как со временем менялось отношение к вырезам. Сначала этот дизайнерский компромисс в принципе считался моветоном. Потом идею реализовали в Купертино, и самые расторопные китайцы-ноунеймы сразу же бросились повторять за Тимом Куком. Затем подключились компании посолиднее, а "чёлка" постепенно стала нормой — осуждать за её клонирование уже нет смысла.
Скорее всего, через 10—15 лет пользователи смартфонов будут точно так же скучать по "моноброви", как сейчас скучают по раскладушкам и слайдерам. Потому что вырез — первое по-настоящему новое, оригинальное и яркое дизайнерское решение за последние лет шесть-семь, то есть за всю эпоху сенсорных телефонов. Раньше были просто одинаковые прямоугольные "кирпичи", а теперь они хоть как-то отличаются друг от друга.
Что будет с вырезами дальше?
До полного истребления "чёлок" ещё крайне далеко. Сначала нужно разобраться с нижним торцом — у всех смартфонов, кроме iPhone X, там располагается нехилый "подбородок". Его почти никак не убрать — там крепится экран и расстояние не может быть меньше нескольких миллиметров. Компания Apple справилась с проблемой лишь благодаря деньгам: для Кука изготавливаются дорогие, загнутые дисплеи, которые позволяют уничтожить "подбородок", но радикально увеличивают себестоимость продукта.
Когда на такие экраны перейдут все остальные, придёт время прятать камеру. Подход Vivo (камера находится в корпусе и быстро выезжает) свеж и технологичен, но едва ли станет массовым из-за цены, сложности и слабой ремонтопригодности. Скорее всего, производители поместят фронталку прямо под экран, чтобы она занимала минимум места, не отвлекала и не мешала.
Но до этого момента ещё год или даже два. Зато уже понятно, какими будут вырезы в 2019-м. "Чёлка" уйдёт в прошлое, а её заменит "капля" — миниатюрное отверстие под камеру округлой формы. "Каплю" уже опробовали в OPPO, а в декабре 2018-го выйдет OnePlus 6T с примерно таким же дизайном. Этот момент можно будет считать поворотной точкой: длинные "чёлки" моментально выйдут из моды, окончательно уничтожив все ассоциации с iPhone и Apple.
Комментарии