Галине Волчек – 85: какая она вне работы

ЖенскийЖурнал

208 Просмотры 0

Она – руководитель с железной хваткой и твердым характером, но ее близкие и коллеги признаются, что чувствуют себя рядом как в руках заботливой матери. 19 декабря Галина Борисовна отмечает 85-летний юбилей.

Первым супругом Волчек стал педагог Школы-студии МХАТ, где она училась, Евгений Евстигнеев. В браке у них родился сын Денис, также ставший известным режиссером. Второй раз Волчек попытала счастье в 1966 году с доктором технических наук Марком Абелевым. Вместе они прожили около 10 лет.

Фото: Павел Смоляк/PhotoXPress.ru

— 50 лет назад театр был местом, где люди могли познакомиться, — рассказывает «Антенне» Марк Юрьевич. - Например, у меня было несколько друзей, которые нашли свою любовь в очереди за билетами

Кстати, женаты до сих пор. В те времена «Современник» вообще был целым событием, к которому тоже хотелось быть причастным. Так случилось, что судьба свела меня с самой главной женщиной этого театра! Однажды был в командировке в Мурманске, где как раз гастролировал «Современник». Мои друзья хорошо общались с актерами. Они решили и меня с ними познакомить. Волчок (с ударением на второй слог Абелев ласково называет бывшую супругу. — Прим. «Антенны») приглянулась мне сразу же. Она была необычной: интересной, умной, не говорила банальных фраз, не хвасталась. Притягивала своим душевным светом. Она очень «теплый» человек, до которого хочется дотронуться. В тот вечер, когда мы с ней гуляли, ее лицо наливалось красотой, голубые глаза завораживали тайной. В какой-то миг почувствовал в ней родного человека, с которым ничего не страшно…

Несмотря на то что Волчек сразу мне понравилась, наши отношения начались с дружбы. У нее тогда уже был пятилетний сын Денис от Евгения Евстигнеева. Нужно было установить с ним доверительные отношения, потому что для Волчек это было очень важно. Сначала я с Денисом играл, потом мы начали что-то вместе придумывать. Помню, учил его на улицах воровать цветы. Денис должен был подойти к продавщице, незаметно взять букетик и скрыться. Однажды он набрался смелости, взял цветы, а ноги от страха буквально окаменели. Тогда я пришел на помощь: заплатил за букет. Посмеялись и пошли навстречу новым приключениям. В результате в этой атмосфере легкого азарта и мальчишечьего хулиганства мы сблизились. Но Денис не называл меня папой, потому что у него был отец. Они с ним тоже прекрасно общались.

Волчек не только человек искусства, ей не чужды и обычные проблемы. Помню, как-то зимой сказала мне, что ей холодно и нечего надеть. Пришел в комиссионку и увидел, как сдали хорошую шубу. У меня тогда на книжке было 900 рублей. Снял их, где-то занял еще денег и купил эту шубу. Она, конечно, была невероятно рада. Для Волчек это оказалось большим событием! Спустя время понял, что Галине Борисовне как-то неудобно ходить незамужней. В одном из разговоров пришли к выводу, что нужно пожениться. У нас была маленькая свадьба: только ее и мои родители. Каждый день встречал Волчек из театра. Она приходила домой очень уставшая. Галя отдавала себя без остатка. После него долго не могла уснуть. Я очень рад, что Волчек и по сей день занимается любимым делом, достойно принимает возраст и не дает поблажек. Даже если себя не очень хорошо чувствует, то едет в театр вместе с врачом. Она сильна духом, не только обладает качествами успешного руководителя, но и хорошо знает женскую природу. Волчек всегда хочет добраться до сущности героинь, поэтому добивается результата от артистов любыми способами. Особенно от актрис. Поэтому они и становятся звездами.

В театре знает все имена: до осветителей и уборщиков

— После репетиции «Трех сестер» по Чехову все были очень вымотаны, – рассказывает актер Сергей Юшкевич. — Когда собирался уходить, то вдруг увидел на стеклянном переходе между основным зданием «Современника» и административным сидящую Галину Борисовну. По бледному лицу было видно, что ей нехорошо. Я поинтересовался, нужна ли ей помощь. На что она ответила: «Плохо себя чувствую. А сегодня нужно еще идти на юбилей к очень влиятельному человеку…» Тогда я ей сказал: «Вы же можете не ходить, вы же – Галина Борисовна…» Она вмиг отрезала: «Нет, это нужно театру». В тот момент понял, что она, несмотря ни на что, все равно соберет силы и поедет на мероприятие ради своего детища. С одной стороны, проникся сочувствием, с другой – восхитился силой воли и духа этой великой женщины.

С сыном Денисом
Фото: Persona Stars

Когда пришел в «Современник», был удивлен тем, как Галина Борисовна относится к работникам театра. Знала имена всех: от уборщиков и осветителей до артистов. Поражался тому, что Волчек могла после репетиции спросить у монтировщика: «Саша, тебе привезли лекарства? Все ли нормально? Как себя мама чувствует?» Понимаете, ей хватало сил, помимо своих прямых обязанностей, заботиться о коллективе и решать его проблемы!

Возникали такие ситуации, когда во время репетиций начинал сомневаться и даже хотел отказаться от роли. Именно в этот момент Галина Борисовна не пошла на конфликт, не стала снимать с роли, как это мог сделать другой режиссер. Пригласила к себе домой на разговор. Уже на территории ее личного пространства, куда вхожи немногие люди, за столом, попивая чай, у нас состоялся тот же разговор, что и в театре. Разбирали роль, говорили о том, что волнует. Вдруг все сомнения начали исчезать. Я буквально воскрес. Волчек умеет окрылять актера, придавать ему сил. Ведь в наше суетное время люди часто отказываются друг от друга: если вы проблемный человек, то легче заменить. А у Галины Борисовны в такие моменты проявляются внутренне «нити», которые связывают ее и артистов на высшем уровне. Ведь приход в театр – это не просто работа, а встреча близких и горячо любимых людей, желающих делать общее дело. Волчек дарит ощущение целостности, которое можно почувствовать только в семье. Признаюсь честно, было много предложений о том, чтобы перейти в другой театр. Но я с Галиной Борисовной до конца… Это искренне, без всякого пафоса.

Однажды заметил, что один человек незаслуженно мало был задействован в постановках «Современника». Как-то напомнил об этом Галине Борисовне: «Вы же для нас всех как мать». На что она возразила: «Не для всех. Знаешь, я не вижу для этого человека подходящих ролей, не чувствую его как режиссер, не знаю, что с ним делать…» Когда стал приглядываться и к Волчек, и к тому, как проявлял себя тот человек, то понял, почему она держала его на расстоянии. Отмечу, что нет ни одного, кого бы Галина Борисовна сама уволила. Были такие прискорбные случаи, когда могла сказать артисту: «У меня в вас нет интереса. Но я вас не увольняю». Она дает возможность принять решение и выбрать свой путь.

Галина Борисовна – женщина, которая ничего не обещает. Она либо делает, либо нет. Была трудная ситуация, когда я с семьей мог оказаться на улице. На руках был маленький ребенок, жена в это время была беременна вторым. Я нашел в себе силы подойти к Галине Борисовне и рассказать о проблеме. Она выслушала и пожала плечами: «Подумаю». В течение двух лет ничего не было ясно. При встречах в театре делала вид, что этого разговора не было. А через полгода вручила мне ключи от квартиры. Волчек никогда не бывает голословной. Все, что она говорит, очень весомо. К этому нужно прислушиваться. А когда у меня родился первый ребенок, Галина Борисовна в то время находилась на лечении в Италии. Она привезла оттуда костюм для моей дочки… Такие знаки внимания дорогого стоят. Эти моменты показывают, как Волчек важны глубоко личные отношения, когда официальные границы между артистом и режиссером размываются.

Тема – сын первой жены Дениса, но Галина Борисовна считает его внуком, 2006 год
Фото: Владимир Нилов/PhotoXPress.ru

— Я решил уйти из «Современника», когда начал понимать, что есть проблемы со здоровьем, – говорит актер Иван Стебунов. — Набрался смелости и сообщил об этом Галине Борисовне. Перед тем как меня отпустить, она в прямом смысле занялась моим здоровьем. Договаривалась с врачами, чтобы меня осмотрели. Чуть ли не водила за ручку по больницам. Когда убедилась, что все наконец-то у меня в порядке, приняла решение. Через два года, когда уже нагулялся на вольных хлебах, захотел вновь вернуться в театр. И Галина Борисовна меня приняла! Считаю ее самой мудрой женщиной, которая сыграла главную роль в моей творческой судьбе.

С возрастом становится только моложе

— Когда я был на пятом курсе ГИТИСа, Галина Борисовна позвала меня в «Современник», – рассказывает народный артист России Иосиф Райхельгауз. — Благодарен ей за то, что она поверила в меня – молодого режиссера. На тот момент Волчек должно было исполниться 40 лет, а мне было 25. С годами, пусть это и парадоксально, стал замечать, что Волчек становится моложе, красивее и вызывает восторг. Вдумайтесь, Галина Борисовна практически полвека руководит «Современником» (с 1972 года – главный режиссер, с 1989-го – его художественный руководитель. — Прим. «Антенны»). Надо сказать, что она получила театр в разрушенном состоянии. Ведь Олег Ефремов практически всех увел за собой во МХАТ. Тогда Волчек поступила гениально: позвала к себе никому неизвестных Садальского, Неелову, Фокина, Богатырева и многих других. Мало того, рядом с нами репетировал сам Георгий Товстоногов (советский режиссер и педагог. — Прим. «Антенны»). И у нас была уникальная возможность учиться у гения! А сейчас «Современник» является одним из лучших в мире. У Галины Борисовны тонкий вкус, она умеет отличать интересного артиста и от неинтересного. При этом она никого из себя не разыгрывает, никому ничего не доказывает и никогда не паникует. Любую радость или беду она воспринимает нейтрально, не суетится. Берет себя в руки и собирает коллег, с которыми максимально честно делится произошедшим.

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии