Эксперты: механизмы обучения и мотивации в сфере big data нужно создать в госорганах

ИноСМИ

107 Просмотры 0

МОСКВА, 16 января. /ТАСС/. Российские органы госвласти для их успешной цифровой трансформации должны сформировать механизмы обучения госслужащих навыкам работы с "большими данными" (big data), а также мотивации развивать свои компетенции в этой сфере. Об этом говорится в докладе РАНХиГС "Государство как платформа: люди и технологии", подготовленном к Гайдаровскому форуму.

Эксперты предлагают запустить в органах власти "механизмы мотивации, подбора, обучения, непрерывного развития и оценки компетенций в новых областях: архитектура и современные методы разработки; большие данные, цифровой сервис-ориентированный подход, проектное управление и управление изменениями". Авторы документа также предлагают обеспечить непрерывное интегрированное обучение для всех сотрудников органов власти, вовлеченных в принятие решений и вспомогательные процессы, связанные с цифровой трансформацией. Для взаимодействия и обмена опытом проектных команд цифровизации "по горизонтали" следует создать специальные IT-ресурсы, уточняется в докладе. Кроме того, нужно создавать, искать и поддерживать "островки" новой культуры государственных услуг и внутренней культуры органов власти.

В докладе также говорится о необходимости работы над суперсервисами, то есть пакетами госуслуг

По мнению экспертов, необходимо создавать, выявлять, продвигать решения - прототипы будущих суперсервисов в пилотных регионах, быстро тиражируя удачные решение и открывая доступ к интеграции сервисов не только госорганов. Эксперты считают необходимым формирование дорожных карт разработки, внедрения суперсервисов и поэтапной замены ряда унаследованных решений. При этом следует определить ресурсы и построить процесс переработки и оптимизации нормативных документов для приведения их в соответствие с моделью суперсервисов.

Помимо этого, нужно уделять особое внимание роли платформенных решений в государственном управлении. У государства как платформы должна быть единая архитектура данных, четкие механизмы гражданского контроля, общественного обсуждения и обратной связи граждан, для нее также нужна масштабируемая облачная инфраструктура, говорится в докладе.

В то же время цифровую трансформацию госуправления нужно увязать с индикаторами экономического развития и принятыми в международной практике индексами цифрового развития. Эксперты отмечают необходимость "определить риски цифрового государственного управления и выстраивать систему работы с ними". По их мнению, также следует приступить к пересмотру правил расходования бюджетных средств на цифровизацию, создав прозрачную систему работы с разработчиками, поддерживающую использование гибких методов проектирования и внедрения решений.

Трансформация через "цифровых" чиновников

Эксперты указывают, что одним из драйверов цифровой трансформации России может стать создание отдельной команды, занимающейся исключительно данной сферой. Такая "цифровая команда" может отвечать за планирование и реализацию изменений в сфере цифровизации, отмечается в документе.

По мнению авторов доклада, такая команда должна состоять из руководителя цифровой трансформации (CDTO, Chief Digital Transformation Officer), главного архитектора платформы, руководителя по работе с данными (CDO, Chief Data Officer) и руководителя по цифровому проектированию и процессам (CTO, Chief Transformation Officer).

Ключевую роль в команде цифровой трансформации играет ее руководитель, который должен не только обеспечивать управление и координацию реализации проектов с другими государственными органами, но и создавать собственную "цифровую команду" и управлять бюджетом в рамках исполнения проектов по цифровизации. В свою очередь, архитектор должен отвечать за реализацию стратегии развития всех компонентов цифровой платформы: развитие экосистемы, поддержка системы управления бизнес-процессами, разработка релевантных механизмов обмена данными и контроля целостности данных и другие функции, говорится в докладе.

Как отмечают эксперты, на данном этапе руководитель по цифровому проектированию может быть наиболее востребованным в среднесрочной перспективе, так как именно ему отведены функции по работе над изучением потребностей пользователей и разработке новых цифровых продуктов. Наконец, CDO может отвечать за своевременное обеспечение всех подразделений "цифровой команды" необходимыми данными и аналитикой, их хранение и обработку.

Несмотря на высокий спрос таких специалистов, государственная система управления на данном этапе не может конкурировать с бизнесом по их привлечению, так как последние предлагают кандидатам более высокую зарплату и привлекательную корпоративную культуру. Эксперты считают, что эта проблема может быть решена в случае, если на госслужбе будет внедрен механизм долгосрочного планирования карьеры, которая предусматривает как финансовую мотивацию и карьерный рост не только в вертикальной иерархии, но и в расширении спектра проектов и задач.

"Реализующим цифровую трансформацию чиновникам необходимы знания, опыт, управленческие компетенции, присущие современным IT- и бизнес-консультантам. Для решения задачи обеспечения программ цифровой трансформации необходимыми ресурсами и компетенциями потребуются механизмы подбора, обучения и развития, оценки и мотивации, отвечающие проектной работе", - заключают авторы доклада.

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии