Сегодня люди практически не пишут текст вручную, а печатают
текст на клавиатурах. Тем не менее без умения правильно писать
буквы и цифры современному человеку пока не обойтись, поэтому
обучение в школе в большинстве случаев и начинается с
уроков письма. Некоторым детям письмо дается с большим трудом и
иногда они подолгу не могут правильно написать какую-либо букву,
поэтому педагогам следовало бы приглядеться к альтернативным
методам обучения. Например, ученые из Швейцарии и Португалии
недавно предложили обучать детей письму, предоставив им возможность
исправлять письменные ошибки безграмотных роботов.
Как правило, детей начинают учить письму
в дошкольном возрасте
В педагогике есть метод под названием
«учение через обучение», в котором школьникам
предлагается самостоятельно готовить и вести уроки для своих
одноклассников. Эта методика была придумана немецким преподавателем
французского языка Жан-Полем Мартаном. Считается, что беря на себя
большую ответственность, дети более тщательно прорабатывают
материал и осваивают его
Таким образом, если каждый ученик возьмет на себя такую
ответственность, качество и скорость обучения могут значительно
возрасти.
Как научить ребенка писать?
Однако, педагоги не могут применить этот метод при обучении
детей письму, ведь юный «преподаватель» может научить другого
ребенка ошибкам. В случае с такими науками вроде математики и химии
одноклассники могли бы сами обнаружить проблему и найти решение
самостоятельно, но первоклассники рискуют запомнить ошибки и
исправить их в будущем будет весьма проблематично. Однако, ученые
быстро смекнули, что дети могут обучать не друг друга, а роботов. В
этом случае, даже если что-то пойдет не так, электронный ученик не
получит никакого вреда. Зато его молодой учитель, видя и исправляя
ошибки робота, может научиться писать гораздо быстрее, чем
обычно.
Явление, когда ребенок не может
научиться писать, называется дисграфией.
Ученые убедились в этом в ходе эксперимента с участием детей и
разработанного компанией Soft Robotics робота NAO. Этот
человекообразный робот ростом 58 сантиметров изначально был
способен распознавать речь и поддерживать диалог,
поэтому исследователям не составило труда
научить его писать буквы на сенсорном дисплее. Для
обучения использовались модели почерка настоящих людей и примеры
наиболее частых ошибок в письме, совершаемыми детьми 4-8 лет. В
частности, речь идет о неправильных пропорциях букв и цифр.
Так выглядит робот NAO от Soft
Robotics
Кстати, а во сколько лет вы научились
писать? Своими ответами делитесь в комментариях или в
нашем
Telegram-чате.
Эксперимент был проведен в
португальской начальной школе. Каждому ребенку удалось дать роботу
четыре урока, по одному в неделю. В ходе урока NAO намеренно писал
на экране буквы с неправильными пропорциями и разрывами линий, а
потом просил у ребенка помощи в исправлении ошибок. Исправляя их,
дети действительно улучшили свои навыки письма. Однако, прогресс
был заметен только если робот тоже совершенствовал свои умения.
Если же исследователи настраивали его на полную необучаемость и он
продолжал делать ошибки, прогресса в обучении детей не
наблюдалось.
Робот NAO и ученик португальской
школы
Самое интересное, что на этих уроках между ребенком и роботом не
обязательно присутствие взрослых. Чего не скажешь о стандартных
сеансах «учения через обучение», где преподаватель обязан следить
за ходом урока и время от времени исправлять учеников. Вполне
вероятно, что в будущем какая-нибудь компания узнает о результатах
этого исследования и выпустит тренажер для домашнего обучения детей
письму. Детям такие уроки явно понравятся, потому что юные
участники эксперимента потом делились, что считают себя хорошими
учителями и не против провести еще несколько уроков для
роботов.
Комментарии