Ежегодная национальная премия и фестиваль "Золотая маска"
продолжает свои юбилейные показы. Со всей страны экспертный совет
отобрал более 80 постановок, которые показываются на столичных
сценах с февраля по апрель. Для московской публики это уникальный
шанс увидеть весь спектр театральных событий страны, поэтому билеты
на спектакли разбираются как горячие пирожки. Но, к счастью, у
зрителей еще есть возможность попасть на самые яркие, важные и
необычные мероприятия смотра.
Действие спектакля происходит в советскую эпоху, когда молодежь
(впрочем, как и всегда) хотела быть яркой и непохожей на других,
отстаивала свою свободу самовыражения, а старшее поколение
бастовало против этих смелых и неординарных решений. Вечная
проблема отцов и детей здесь решена в рамках яркого, самобытного
мюзикла Евгения Загота, где рядом с типичным социалистическим
маршем может звучать рок-н-ролл или джаз, так любимый настоящими
стилягами.
"Гипнос" — это спектакль-путешествие, где никогда не знаешь, что
произойдет в следующий момент. Здесь нет театрального сценария как
такового: есть ключевые точки, когда в определенное время
включается определенная музыка и актеры произносят определенный
текст в определенном настроении. Все остальное — импровизация,
которая может завести как артистов, так и зрителей куда
угодно.
В любом случае, зрителям постановка подарит незабываемые
впечатления — здесь нет нарратива, нет ничего, из-за чего люди
обычно ходят в театр, сам спектакль не подчиняется закону
"порадовать публику"
Создатели будто предлагают отвлечься от всех этих дежурных правил,
по которым существует институция "актер — зритель", и просто
насладиться происходящим, позволив искусству унести свои мысли
прочь.
Эту оперу Александра Маноцкова уже привозили на фестиваль в 2017
году. Тогда она была представлена в номинации "Эксперимент" и
ее ставила Галина Пьянова в новосибирском театре "Старый дом". В
этом году к современной партитуре обратилась режиссер Елена Павлова
из Санкт-Петербурга.
В основе оперы — одноименная пьеса Островского. Важной
составляющей в постановке является архаичный языческий обряд (как и
в самой сказке; напомним, что смерть Снегурочки связана с
приходом весны). Режиссер создает мир, где персонажи оперы
практически забыли все человеческое, даже язык. Так интерпретация
Павловой рефлексирует на музыку Маноцкова — ведь в партитуре нет
привычных слушателям мелодий, гармоний, нот: герои играют на
трещотках, дудочках и бытовых инструментах типа железных
тазов.
Poe.Tri, пожалуй, один из самых необычных проектов,
представленных на фестивале в этом году. Это серия иммерсивных
спектаклей-прогулок, где город играет одну из ключевых ролей. Здесь
нет актеров, а есть поэт-гид, который проводит зрителей по самым
значимым для него местам, делясь попутно своим творчеством.
Один из создателей театра Максим Карнаухов говорит вот что:
"Читать стихи по порядку, страница за страницей в толстом сборнике
почти невозможно. Слушать на поэтических вечерах — невыносимо".
Потому что поэзия — это стихийный жанр, воспринимать его надо
так же спонтанно. В пространстве живого города стихи будто оживают,
дополняя реальность и сами превращаясь в героев наших будней.
Центр дизайна Artplay
23 марта
В основе спектакля — пьеса Наны Гринштейн по дневникам
Константина Мельникова, которого многие знают как главного
авангардиста советской архитектуры. Постановка разворачивается в
трех плоскостях одного пространства: зрители располагаются на
втором этаже, напротив них — вокальный ансамбль, который выполняет
изначальную театральную функцию хора (совсем как в греческой
трагедии), на третьей стороне стоит солистка, которая играет жену
архитектора. Между тем на первом этаже находятся три актера разного
возраста, все они играют Мельникова — каждый из них показывает
героя в определенный период жизни. Повествование ведется не
линейно, воспоминания из зрелости, юности и детства перемешаны.
Описание
Сцена из спектакля "Мельников. Документальная опера"
Музыка композитора Кирилла Широкова становится здесь одним из
формообразующих факторов. Она "двигает" действие, в ней звучат
первые пророчества, предвещающие финал, она показывает скрытые
смыслы, а помогает ей в этом хор, который, как незримый глас
фатума, комментирует события.
"Дон Кихот" (Театр
балета им. Л. Якобсона, Санкт-Петербург)
Московский академический музыкальный театр им. К.С.
Станиславского и В.И. Немировича-Данченко
26 марта
"Дон Кихот" постановщика Йохана Кобборга — классическая
интерпретация балета Людвига Минкуса. История любви с настоящими
испанскими страстями и рыцарями разыгрывается здесь в декорациях,
которые напоминают гравюры из первого издания романа Мигеля
Сервантеса. Более того, как рассказывают создатели, сохранить дух
первоисточника помогли и настоящие испанские танцы, а также
обращение к постановке Петипа.
Это один из спектаклей — участников программы "Золотая маска online" — 2019, а это
значит, что лайв-трансляция будет доступна в интернете, а потом еще
год будет храниться на электронных ресурсах в Сети. Там же можно
посмотреть и постановку обоих эпизодов "Трех толстяков"
Андрея Могучего в Большом драматическом театре им.
Г.А. Товстоногова.
В основе спектакля режиссера Юрия Бутусова, казалось бы, всем
хорошо известная трагедия Уильяма Шекспира. Но в постановке
Гамлет не просто главный герой. Он в первую
очередь становится символом, который не имеет ни
возраста, ни пола, ни какой-либо привязки к эпохе. Поэтому все на
сцене выглядит черно-белым, безликим (как декорации, так и костюмы
актеров).
Для Бутусова Гамлет — хрупкая личность, одолеваемая страстями.
Режиссер предлагает прожить эту историю — "вечного мстителя и
вечной жертвы" — вместе, попробовав заглянуть в те отдаленные
уголки сознания, где обитают самые темные человеческие страхи.
Пластический спектакль хореографа Ренате Кээрд был представлен в
рамках фестиваля "Форма" в Москве прошлым летом. В центре
постановки — три длинноволосых артиста, которые под очень громкую
электронную музыку, но без слов, достаточно эффектно (даже с
каким-то вызовом) появляются на абсолютно пустой сцене.
Спектакль идет всего 20 минут, но за этот небольшой промежуток
времени разворачивается целая эволюция, а вот чего — каждый ответит
себе сам. Как рассказывает сама создательница постановки, у разных
зрителей могут сложиться разные интерпретации: одни могут
найти отсылки к болезненным социальным темам о нетерпимости, другие
— вспомнят о собственных этапах взросления, ну а третьи могут
углядеть эволюцию современного общества.
Российский академический молодежный театр
9 апреля
"Римские каникулы" — настоящий бродвейский мюзикл со всеми
присущими ему чертами. В основе его история хоть и о
мимолетной, но чистой и искренней любви, в которую волею случая
"вляпываются" главные герои. Сохранить это чувство и наконец стать
счастливыми они смогут, только если откажутся от лжи, ненависти и
обмана.
Как отмечают критики, этот спектакль "одновременно красочный и
строгий". В нем простые запоминающиеся мелодии, которые
хочется напевать после просмотра, костюмы в нем яркие, но не
пестрые. Помимо этого на сцене есть и видеопроекции, которые
гармонично вписываются в постановку.
Это не что иное, как драматический концерт в двух отделениях на
тексты российского художника и поэта-концептуалиста Дмитрия
Пригова. Тут есть все — советская музыка, атмосфера Дворца
культуры, где все в одном зале: и кино, и дискотека, и очередь за
колбасой. А еще неповторимая ирония первоисточника и изящная
претенциозность: например, Ленин на пуантах или одомашненный Сталин
в кресле.
Получается такой спектакль-абсурд, утрированная,
гиперболизированная в рамках сцены реальность, которая как раз и
способна высмеять, показать пороки общества. "Даже когда все было
плохо, до конца продолжали говорить, что все прекрасно. Если
понимали, что дело двигается к войне, кризису, застою, почему
продолжали врать? Ну мы в спектакле тоже продолжаем эту линию
и врем. В конце концов, такая наша театральная профессия —
обманывать", — рассуждает режиссер спектакля Дмитрий Егоров.
Комментарии