Существует версия, что мороз как стихия персонифицировался восточными славянами с древних времен, и тогда соответствующий персонаж носил имя «Студенец» или «Трескунец». Его представляли дедом с длинной седой бородой, шаги которого вызывают трескучие морозы. Впрочем, тогда он был не слишком «похож» на рослого и степенного старца, каким Дед Мороз представляется сегодня — дух холодов представлялся невысоким и довольно суетливым.
Роль «дарителя» у персонажа, олицетворяющего мороз, стала появляться в сказках — как и многие другие «духи природы», он вознаграждал персонажей-людей, если те оправдывали его ожидания. Впрочем, с Новым годом Дед Мороз не ассоциировался очень долго. Даже в 1840 году, когда с изданием сказки Владимира Одоевского «Мороз Иванович» персонаж вошел в литературную традицию, события происходят весной, а сам Мороз Иванович живет в ледяной стране и не делает подарков к какой-то определенной дате.
Лишь во второй половине XIX века на основе Деда Мороза стал формироваться образ российского «рождественского деда», то есть старца, вручающего подарки на Новый год. В некоторых западных странах к тому времени соответствующая традиция уже сформировалась, и прототипом подобных персонажей, в первую очередь, был Святой Николай, которого также называют Николаем Чудотворцем или Николаем Угодником. Одним из наиболее «наглядных» примеров этому можно назвать Санта-Клауса, само имя которого можно перевести как «Святой Николай».
Первые попытки совместить образы Николая Угодника с языческим духом не прижились, однако к началу XX века Дед Мороз как добрый волшебник, несущий подарки на Новый год, стал весьма популярен
Читайте материал «
Комментарии