Наталья Шевцова, практикующий психолог
— Причин детской апатии может быть несколько. Одна из них – это перегруженность: слишком интенсивный учебный график, множество кружков и секций, а если еще родители нагружают домашними делами, то времени побыть наедине с собой не остается! А ведь понять, что интересно делать именно ему, ребенок способен только в состоянии скуки, когда никто ничего не навязывает со стороны.
Вторая причина – это когда родители таскают свое чадо с собой везде и повсеместно, даже не удосужившись спросить, нравится ли ему такой досуг или нет. Вот ребенок и привык, что за него все решают, отсюда и безразличие
Третья причина – кризис идентичности. Это период когда подросток задается вопросом, кто он в этом мире и куда ему дальше двигаться. Обычно он назревает к 17 годам, но может возникнуть и раньше в зависимости от индивидуальных особенностей. В этом случае нужно просто иметь терпение и с пониманием и уважением отнестись к этому, то есть дать возможность и время на обдуманное решение.
Но в чем бы ни состояла причина, проблему нужно решать. И первое, что может сделать родитель, – это поговорить со своим ребенком по душам, без упреков, оценок и пинков. Человек в подростковом возрасте нуждается в родительской поддержке и любви не меньше, чем малыш. Вспомните себя в этом возрасте, что волновало вас и чего хотелось в этот период. Устройте активные выходные: сходите в лес, на рыбалку или устройте пикник в ближайшем парке – это придаст дух единения и стряхнет налет обыденности и напряженности.
Тем, у кого проблемы с вербальным контактом и подросток наотрез отказывается идти на разговор, может помочь такой метод, как кинотерапия. С помощью психолога или самостоятельно подберите соответствующий фильм и предложите его посмотреть сыну/дочери или посмотрите вместе, а затем по-дружески обсудите его, поделитесь своим впечатлением об увиденном, и спросите, что увидел ваш ребенок, что он думает по этому поводу, что ему больше всего понравилось, а что нет. Будьте искренними, не давите и не пытайтесь навязать свое мнение.
Вот несколько фильмов, которые могут помочь в решении этой проблемы: «Общество мертвых поэтов», «Стажер», «Дьявол носит Прада», «Блондинка в законе», «Легенда № 17», «Матрица». Сначала посмотрите фильм сами и решите, подходит он для вашего ребенка или нет, а после уже посмотрите вместе.
Если проблема совсем запущена и все ваши усилия не дали результата, то обратитесь к профессиональному психологу. Не спрашивайте совета у подруг и не сравнивайте своего тинейджера ни с кем другим. Дети уникальны, и у каждого свой темп развития. Решайте проблемы с профессионалами и помните, что корни детских проблем всегда кроются в нас. Поэтому помогите сначала себе, и, возможно, у вашего ребенка все наладится автоматически.
Анастасия Кусмарцева, детский психолог
— Детей, которым бы все было неинтересно, незаинтересованных ни в чем, не бывает. Не предусмотрено природой такого феномена. С самого раннего возраста ребенок проявляет интерес к миру, к познанию всего вокруг. И тут очень важна модель поведения окружающих его людей. Как они реагирует на его проявления самостоятельности, интереса, какую информацию дают «смотри, как интересен этот мир» или же «не тронь, положи, этот мир опасен».
Ведь ни для кого не секрет, что маленький ребенок очень восприимчив и чувствителен к поведению окружающих его людей. Для ребенка от рождения до года мама – это первый источник информации об окружающем мире. А в дальнейшем семья – это первый социум, где ребенок формирует свою модель поведения, которую потом переносит на всю жизнь. Каждый уже рождается со своими интересами в том или ином направлении, и задача родителей – увидеть это направление и помочь в движении по заданному пути, помочь раскрыть себя в этой сфере.
К сожалению, как правило, мы видим совсем другую модель поведения у родителей. Авторитарный тип воспитания «Я лучше знаю, что тебе нужно!» и «Делай, как сказано!», когда мнение ребенка совсем не учитывается. Зачастую так они поступают из добрых побуждений, но совсем не замечают, что навязывают дочери или сыну свою модель счастья, не давая им возможности выбора и проявления самостоятельности. Такое поведение аукнется им в подростковом возрасте как раз тем, о чем мы и говорим, безразличием ко всему или невозможностью остановить свое внимание на чем-нибудь одном.
Так что же делать с подростком, если у него нет никаких личных интересов?
— Начните работу над ошибками и в первую очередь оцените качество вашего общения с ребенком. С какой позиции вы общаетесь: позиции «сверху» постоянно пытаетесь доминировать, позиции «вместе» – общаетесь на одном социальном уровне;
— оцените, какую роль в семье имеет ребенок, какие обязанности возложены на него. Насколько важно его мнение в решении тех или иных семейных вопросов;
— насколько удовлетворяется его жизненная потребность в самореализации, как реализации себя в интересных ему сферах (интересных ему, не вам);
— что у вашего ребенка получается лучше всего, что его радует. Компьютерные игры не в счет. Они, как правило, являются способом уйти, сбежать от реальности, которая его не принимает и в которой он не может самореализоваться.
Если же вы сами испытываете в этом сложности, чувствуете, что вам нужна в этом помощь и «свежий», посторонний взгляд на вашу ситуацию, более глубокий ее анализ, вам всегда в этом сможет помочь детский психолог.
Все мы хотим вырастить из своего ребенка личность, поэтому и относиться к нему нужно соответственно, а не как к рабу, который обязан покорно выполнять все ваши приказы.
Денис Разумовский, педагог-психолог, автор книги «Послушные родители непослушных детей»
— Все зависит от возраста. Обычно эта проблема возникает у
родителей подростков, которых в детстве не научили
самостоятельности, которые часто были просто предоставлены сами
себе или у которых было слишком много свободного времени, и они не
научились им правильно распоряжаться. Вообще, знайте, что у ребенка
не должно быть свободного времени.
Не хочет ничего делать… Тут важно понимать разницу. Он ходит в кружок, но ноет, когда идет? Или он вообще не ходит никуда, а только лежит дома и смотрит ТВ или играет в компьютер? В первом случае все не так плохо, и ваша задача – поддержать его и хвалить за успехи. Только обратите внимание, что подросток лучше воспринимает похвалу опосредственно. Допустим, вы говорите с мамой или подругой по телефону и им рассказываете о хороших результатах ребенка в каком-то деле. Дети все слышат, а похвала стимулирует следующее движение вперед.
Если он вообще ничего не хочет… Попробуйте применить принцип от противного. Он, допустим, не хочет идти на концерт с друзьями, а вы предложите ему в это время помыть с вами окна или сделать генеральную уборку квартиры: из двух зол он выберет меньшее и пойдет на концерт.
И помните, если вы чего-то сильно хотите, то ребенок хочет этого все меньше и меньше.
Комментарии