Сбербанк и ВТБ начали использовать QR-код. Система эта не нова: в Китае, например, она используется с 2013 года. В России тоже многие знакомы с QR-кодами. Банкоматы часто предлагают перевести деньги за ЖКХ с их помощью. А скоро с помощью кодов люди начнут платить по-китайски везде. Лайф рассказывает, почему надо бояться новинки.
Что случилось?
У Сбербанка уже 5 августа
А остальные банки?
Внедрение QR-кодов Сбербанком и ВТБ является второй волной
реализации Системы быстрых платежей (СБП) — государственного
проекта, предложенного Центробанком. Первой волной был запуск
мгновенных платежей по номеру телефона в феврале. СБП
Как работает?
Тремя способами. Первый — статический QR-код. В матричный штрихкод, который, как правило, размещается на кассе, "зашивается" информация о лицевом счёте продавца. Отсканировав его с помощью приложения для смартфона, покупатель вводит сумму покупки и жмёт ОК, подтверждая транзакцию.
Второй способ — динамический QR-код. Представляет собой продвинутую версию первого. Помимо информации о счёте предпринимателя в нём шифруется ещё и информация о конкретной покупке — её стоимость. Сканируя свеженапечатанный код с бумажки или же экрана POS-терминала, пользователю не придётся дополнительно вводить что-либо в приложении — сумма будет указана сразу. Требуется лишь подтверждение платежа.
Третий — пользовательский QR-код. Всё то же самое, что и в первых двух случаях, только теперь не продавец генерирует код, а покупатель. С помощью приложения для смартфона. Соответственно, сканирует изображение уже кассир. Посетителю магазина остаётся только подтвердить транзакцию.
Мне и с NFC комфортно — зачем всё это?
Затем, что от появления нового платёжного инструмента выиграют все: и предприниматели, и покупатели. Но сначала поговорим о первых. Ведь в их случае речь идёт не столько об удобстве, сколько об экономии.
Приём к оплате "пластика" для предпринимателей стоит денег. Причём иногда немалых. Само по себе оборудование, тот же POS-терминал, стоит недорого. Однако, чтобы он работал с картами, продавцам приходится платить кредитным организациям за ПО, обслуживание и саму возможность принимать карты. Эта банковская услуга называется эквайринг.
Разные организации получают с торговцев разные суммы. Причём не фиксированные, а процент от всех денег, которые предприятие получило с продаж через "пластик". Разброс большой: от 0,5% до 2,5%. Ещё большим процентом кредитные организаторы "придушивают" мелких предпринимателей.
Сетевикам тоже наверняка от эквайринга больно. Если верить Росстату, по итогу 2018 года доля платежей картами в России достигла 48%. То есть, как в том анекдоте, руки в жирку у банкиров остаются примерно после каждой второй транзакции.
QR-коды, как ожидается, эквайринг сделают дешевле. Центробанк
Но я покупатель. Что с QR-кодов поимею я?
В первую очередь улучшенный сервис. Жители провинциальных районов или ходоки по рынкам знают, что у частника днём с огнём не сыщешь терминала. То же касается и мелких городских предпринимателей: ателье, мастерских и не только. Если же стоимость эквайринга по QR-кодам действительно приблизится к обещанным 0,4%, то наверняка все ипэшники обзаведутся своими счетами, зашифрованными в пиксельную картинку. Ведь она сама по себе не будет стоить ни копейки. В случае со статичным QR-кодом торговцу только и потребуется, что распечатать на принтере штрихкод да приклеить его у кассы.
Упростится и онлайн-шопинг. В идеале вместо формы для банковской карты, заполнение которой всегда утомляет, каждый онлайн-магазин начнёт предлагать QR-код. Отсканировал, заплатил, ждёшь посылку.
Закончатся мытарства некоторых фантов Xiaomi. Напомним, что очень много смартфонов этой компании (да и недорогие модели других вендоров) не оборудованы NFC. С QR-кодами достаточно иметь любой Android-смартфон. Лишь бы камера была. Впрочем, для пользовательских QR-кодов не нужна и она.
Но не может же быть настолько всё хорошо. Есть подводные камни?
Может быть и лучше. В Китае, где банковские QR-коды появились ещё в 2013 году, нередко для покупки чего-либо и вовсе не нужен продавец. Например, проезд в китайском общественном транспорте давно оплачивается с помощью QR-кодов. Без контролёров или аналогов "Тройки". Аренда велосипедов и самокатов работает по той же схеме. Вендинговые аппараты — тоже.
Но есть у такой массовости и недостатки. Первая
и самая большая проблема QR-кодов в том, что человек никогда
наперёд не знает, что в них зашифровано. Поэтому считывание
случайного кода может обернуться проблемой. "Сканируя
QR-код, вы даже не догадываетесь, с каким сервером вы свяжетесь. Вы
легко можете попасть на сайт, который попытается установить
зловредное ПО на ваш смартфон", —
Из этого вытекает вторая уязвимость системы:
непроверенный QR-код может подсунуть ложный банковский счёт. В
Китае такое случается сплошь и рядом. Те же велосипедисты нередко
Комментарии